Урановый котел третьего рейха

Погасить его помогли патриоты Страны фиордов

Планеры на буксире

По данным норвежских партизан, гидроэлектростанция и завод в Рьюкане прикрывались от удара с воздуха батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, счетверенными скорострельными зенитными пушками калибра 20 миллиметров “Эрликон”. Раннее предупреждение о налете авиации осуществлялось постами визуального и звукометрического контроля. Из технических средств у германских зенитчиков были звукоуловители, бинокли и оптические дальномеры. К счастью, в ту пору ПВО вермахта не имела в Норвегии радиолокаторов дальнего обнаружения и сопровождения воздушных целей.

Поэтому англичане использовали для доставки диверсантов транспортные планеры, бесшумные в полете. Для их буксировки были выбраны четырехмоторные бомбардировщики “Галифакс”, способные без промежуточной посадки и дозаправки отбуксировать безмоторные воздушные аппараты к берегам Норвегии, а затем вернуться на базу. В успехе операций, которые проводила так называемая специальная воздушно-десантная служба, не сомневались: четыре надежных мотора Роллс-Ройс-Мерлин по 1200 лошадиных сил каждый, опытные экипажи, имеющие навыки ночных бомбардировок Германии, — все это, как полагали англичане, гарантировало успех.

В день начала исторического контрнаступления Красной Армии под Сталинградом, 19 ноября 1942 года, два бомбардировщика с планерами на буксире поднялись в воздух с военного аэродрома Королевских ВВС в Шотландии. Но оказалось, что экипажи не имели опыта буксировки планеров, тем более в сложных метеоусловиях. В отчаянии один из командиров бомбардировщиков вышел в эфир с радиограммой: “Попали в метель. Сбились с пути. Началось обледенение”. Германская служба радиоперехвата забила тревогу: откуда в небе Норвегии английская речь и что здесь делают британские самолеты?

Дальше — хуже. Пилот лидирующего бомбардировщика не заметил, что уже летит над сушей, полагая, что он все еще над морем. Самолет врезается в гору, экипаж гибнет, а буксируемый планер терпит аварию. В живых осталось 14 десантников (четверо погибли). Более трагичной оказалась судьба людей со второго планера. Его буксировочный трос обледенел и оборвался. Командир бомбардировщика был вынужден раньше времени повернуть назад, а планер совершил аварийную посадку. Из семнадцати десантников уцелели только девять.

Надо отдать должное англичанам: они не бросили раненых товарищей, а на себе попытались унести их в горы. Но далеко не ушли. На место катастрофы прибыл карательный отряд вермахта с офицерами абвера, оповещенными службой радиоперехвата. Бой был скоротечным. Оставшихся в живых бойцов каратели доставили в комендатуру города Эгерсунд. Их быстро допросили, но ничего не добились. Пленных расстреляли, как того требовал приказ Гитлера: диверсантов, партизан и саботажников уничтожать на месте. Но абвер явно поторопился выполнить приказ фюрера, не поставив в известность местное руководство гестапо — государственной тайной полиции. Гестаповцы были взбешены: никто так и не узнал, с какой целью прибыли англичане, для чего у них было так много толовых шашек и бикфордова шнура, запалов. Так немецкая пунктуальность обернулась серьезным промахом абвера, который потом дорого обойдется третьему рейху.

Неприступный объект

После неудачной операции с планерами англичане согласились на предложение взорвать завод силами партизан норвежского Сопротивления. В помощь подпольщикам решили забросить шестерых опытных парашютистов-подрывников. На этот раз их готовили более тщательно, в течение двух месяцев тренируя на макете завода.

Вылет группы состоялся во второй половине февраля 1943 года. На шотландском аэродроме, откуда взлетал самолет, было по-весеннему тепло, а в Норвегии свирепствовала зима. Поэтому шестеро крепких мужчин в теплых куртках и белых маскировочных халатах с лыжами в руках не могли не привлечь к себе внимание обслуживающего персонала аэродрома. К счастью, информация о вылете до германских агентов, которых в Англии было немало, не дошла...

Доставка парашютистов прошла успешно, несмотря на плохую погоду. Англичане убедились окончательно, что без помощи норвежских партизан им не обойтись. Ибо гидроэлектростанция и завод представляли собой неприступный объект: с одной стороны — высокая отвесная скала, с другой — глубокое ущелье. А проникнуть на завод можно было по коммуникационному туннелю, в котором уложены силовые кабели.

27 февраля 1943 года два подрывника и два норвежских партизана проползли по туннелю в цех концентрации тяжелой воды. Остальные члены группы заняли круговую оборону у входа в туннель. Десятки килограммов тротила, детонаторы и бикфордовы шнуры были размещены на цистернах с тяжелой водой. Взрыв произошел с помощью часового механизма с задержкой на 20 минут — уже после того как все члены группы были в безопасности. Дальнейший их путь лежал к шведской границе...

Утром в Рьюкан прибыл германский верховный комиссар в Норвегии герр Тербовен. По его приказу арестовали 10 заложников из местных жителей, которых должны были расстрелять, если не будут выданы диверсанты. Но проведенное по горячим следам расследование абвера и гестапо показало: местные рабочие были ни при чем — здесь действовали асы специальных операций.

Итак, хваленая немецкая разведка проморгала подготовку операции “Тяжелая вода”, недооценив смелость и профессионализм норвежских подпольщиков. Примечательно, что шеф германской политической разведки Вальтер Шелленберг в своих мемуарах даже словом не упоминает об этом провале спецслужб третьего рейха.

Рассказывая о своих поездках в Норвегию, “герой” главного управления имперской безопасности (и писателя Юлиана Семенова) как в рот воды набрал (тяжелой?) относительно операции в Рьюкане. Завод по производству тяжелой воды потом долго восстанавливался. Его охрана стала такой сложной, что повторение подобной операции было уже немыслимо. Но норвежские патриоты нашли иной способ помешать нацистам воспользоваться тяжелой водой: они информировали англичан об отбытии каждого транспортного судна со стратегическим грузом. А летчики Королевских ВВС отправляли суда на дно.

В итоге Гитлеру не удалось наладить производство плутония — по причине отсутствия нужного количества тяжелой воды в Германии. А если бы война затянулась? Не исключено, что германские физики-ядерщики смогли бы найти иной способ массового производства плутония, например с помощью урано-графитового реактора. Но время было упущено: в мае 1945 года третий рейх пал под ударами Красной Армии и войск союзников по антигитлеровской коалиции...

В том, что Адольф Гитлер так и не получил в свои руки “чудо-оружия”, есть большой вклад смелых, отчаянных и беззаветно любивших свою родину норвежских партизан и подпольщиков. Их действия, локальные в масштабах войны, в итоге носили стратегический характер, если оценивать конечный результат.

Владимир Васильев,
Владимир Рощупкин.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить