Ровно 75 лет назад Адольф Гитлер пришёл к власти. Несмотря на поражение нацизма, его идеи до сих пор живы, и популярность крайне правых партий в Германии и Австрии растёт. Возникает впечатление, что часть идей фюрера переработали и восприняли ведущие правые партии этих стран, взявшие во внешней политике курс на новый "натиск на восток". Ситуацию прокомментировал "Правде.Ру" видный немецкий политолог Александр Рар.
30 января 1933 года, по итогам выборов в рейхстаг, президент Германии Пауль фон Гинденбург назначил рейхсканцлером лидера Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) Адольфа Гитлера. Пострадавший от экономического кризиса народ, испытывавший чувство национального унижения после Первой мировой войны, отдал свои голоса обещавшим новую жизнь фанатикам. В течение следующих полутора лет Гитлер сумел сконцентрировать в своих руках всю власть. А дальше последовали попытки воплотить в жизнь изуверские идеи фюрера и самая страшная война в истории человечества.
Во Второй мировой войне Германия потерпела полное поражение. Её территория была разделена на зоны оккупации, а Австрии, включённой в состав Рейха, запретили впредь объединяться с Германией. С территории Калининградской области, Польши, Чехословакии и Югославии в Германию и Австрию были выселены порядка 10 миллионов этнических немцев. Именно они и составили основную базу появившихся крайне правых партий – Национал-демократической партии Германии (НДПГ) и Австрийской партии свободы (АПС), взявших на вооружение ряд положений нацистов, но несколько изменивших их.
Несмотря на то, что в ФРГ и Австрии произошло экономическое чудо, НДПГ и АПС были относительно популярны - во многом из-за того, что взяли на вооружение лозунг борьбы с иммигрантами, потоки которых хлынули в Германию и Австрию ещё в 50-е гг. Так, НДП с 1968 года неоднократно была представлена в земельных парламентах, а АПС даже становилась младшим партнёром в австрийских правящих коалициях. Даже в бывшей ГДР, где «Штази» имело, казалось бы, тотальный контроль над ситуацией, неонацистам удавалось организовывать свои тайные собрания.
В 1990-е гг. произошло объединение Германии, и НДПГ обрела новую устойчивую электоральную базу среди жителей бывшей ГДР, многие из которых сильно обеднели и потеряли работу сразу же после объединения страны. Увеличившийся наплыв иммигрантов из стран третьего мира, слабо интегрирующихся в немецкое общество, только усугублял ситуацию. Тем временем неонацисты, связанные с НДПГ, проводили всё более масштабные и всё более наглые акции – как правило, приуроченные к годовщинам событий из истории Третьего рейха. Власти Германии неоднократно предпринимали шаги по её запрету – но пока безуспешные.
В последние годы ситуация в области наплыва гастарбайтеров ещё ухудшилась – кроме турок и выходцев из стран Азии и Африки, Германию наводнили миллионы поляков и других жителей стран Восточной Европы. Следствием этого стал рост популярности НДПГ – так, начиная с 2004 года, её представители вошли в ландтаги трёх земель на территории бывших ГДР – Саксонии, Бранденбурга и Мекленбурга – Верхней Померании. Одновременно радикальные сторонники НДПГ начали устраивать побоища в соседних странах – так, в ноябре 2007 года они играли заметную роль в небывалом в современной истории побоище в Праге, которое потрясло всю Европу.
Однако ситуация в Германии кажется куда спокойнее на фоне Австрии. В 1999 году, испугавшись расширения ЕС и толп гастарбайтеров, 27% австрийцев отдали свои голоса АПС. Партия вошла в правящую коалицию, что стало настоящим шоком для Европы. Причина кроется в том, что харизматический вождь партии Йорг Хайдер открыто называл нацистские концлагеря «трудовыми» и говорил о том, что не имеет ничего против объединения Австрии и Германии (что запрещено всеми основополагающими международными документами). Сейчас АПС раскололась на собственно АПС и Союз за будущее Австрии (BZÖ), но вместе они получили 15% голосов и имеют свои фракции в федеральном парламенте. Сам Хайдер до сих пор остаётся губернатором земли Каринтия.
Но куда опаснее то, что ряд идей нацизма и крайне правых партий переработали и взяли на вооружение уважаемые консервативные партии Германии и Австрии – ХДС/ХСС и Австрийская народная партия (АНП). Местами кажется, что они уже отчасти превратили Евросоюз в инструмент для пересмотра итогов Второй мировой войны. Ещё на стадии переговоров обе они, особенно АНП, требовали от Польши, Чехии, Словакии и Словении отменить постановления, согласно которым 60 лет назад с их территории как пособники нацистов были выселены миллионы этнических немцев. А после 2004 года это давление на новичков ЕС то и дело усиливается, особенно со стороны Австрии (Германии - в значительно меньшей степени).
Заявления представителей немецких и австрийских правых партий напрямую касаются и России. Так, они и дело требуют от России вернуть имущество немцам, выселенным из бывшей Восточной Пруссии. Некоторые деятели ХДС/ХСС прямо призывают создать особый еврорегион под названием «Восточная Пруссия», куда бы вошла Калининградская область и часть Польши и Литвы. Кроме того, представители ХДС/ХСС перед избранием канцлером Ангелы Меркель обещали создать в Берлине музей выселенных немцев. Правда, пока такой музей, который бы прямо намекал на пересмотр итогов Второй мировой войны, не появился – во многом из-за солидарного возмущения со стороны России, Польши, Чехии и ряда других стран Европы.
Пока что «натиск на восток» осуществляется методами занятия немецкими и австрийскими компаниями ведущих позиций в экономике соседних стран. Им уже принадлежат контрольные пакеты акций ведущих банков Польши, Чехии, стран Прибалтики, Венгрии, Словакии и Словении, а присутствие немецких компаний в Калининградской области увеличивается с каждым годом. И в сочетании с политическим давлением на соседние страны можно говорить, что идея "натиска на восток", которая достигла своей вершины во времена Гитлера, по-прежнему жива - пусть и в куда более цивилизованной форме. А после возможного признания Косово уже не останется юридических препятствий для того, чтобы Германия и Австрия предъявили соседям и территориальные претензии.
Ситуацию с возрождением нацистских идей в Германии и Австрии прокомментировал "Правде.Ру" немецкий политолог, эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.
«Инициативы по возвращению имущества выселенным немцам принадлежат разным абсолютно устаревшим в историческом и моральном плане лоббистским группам. Их потомки стараются держаться в большой политике, однако на официальном уровне Германия никаких претензий не предъявляет.
Неонацистские настроения ощущаются главным образом лишь в бывшей ГДР, где серьезная безработица. В целом по Германии наблюдается скорее рост крайне левых, нежели крайне правых настроений. Например, в Гессене, Нижней Саксонии – там у представителей последних никогда не было шансов. К тому же на немецкой земле с ними борются и запрещают олицетворяемые ими организации.
Причиной периодического роста неонацистских настроений во многом являются трудности экономического положения и наплыв эмигрантов – это касается и Германии, и Австрии. Так, многие немцы и австрийцы недовольны приездом иммигрантов из африканских стран и Турции. На официальном уровне это отражается слабо, скорее замалчивается – по крайней мере, в Германии. Однако периодически возникают скандалы, связанные с тем, что там-то турки или африканцы совершили тяжкие преступления в отношении коренных немцев и австрийцев.
Что касается реваншистских настроений по возвращению отобранных у Германии земель, то большей части немецкого населения в настоящее время эти идеи чужды. Целые поколения воспитаны на том, что Вторая мировая война – чисто немецкая провокация и что Германия испытала заслуженный разгром», - считает немецкий эксперт.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.