Две квантовые системы объединили для вычислений. Почти компьютер?

Ученым удалось совсем близко подойти к исполнению заветной мечты — созданию квантовых компьютеров. Они смогли объединить две квантовые системы. При этом одна из них выполняет необходимые вычисления, а другая — сохраняет информацию как нечто единое.

О своей разработке исследователи рассказали в статье, которую опубликовали в журнале Physical Review Letters.

В публикации говорится, что фрагмент проводника или полупроводника чрезвычайно маленького размера ученые используют в качестве кубита (квантовой точки), то есть ключевого компонента квантового компьютера. Благодаря их уникальному свойству, вычислительная способность квантовых компьютеров в некоторых задачах будет экспоненциально выше, чем у бинарных.

Квантовые точки могут быть изготовлены по тому же принципу, что и обычные компьютерные чипы, но могут содержать лишь один электрон, который разрушается уже через одну пикосекунду (одну триллионную долю секунды), и в процессе его распада образуется фотон.

Информацию, полученную от фотона, способны хранить ионы в течение нескольких минут — целую вечность по меркам квантового мира. Физики создали тончайшее стеклянное волокно, по которому фотон может быть перенесен к иону.

По словам исследователей, их достижение является существенным шагом вперед на пути создания квантовых компьютеров.

Правда. Ру писала ранее идея создать квантовый компьютер продиктована тем, что он, работая не с единицами информации, а с целыми массивами, действовал бы значительно быстрее. Но одной из главных проблем создания систем квантовых вычислений была недолговечность сложных состояний "запутанности", необходимых для работы подобных устройств.