Маслом писали еще в VII веке

Journal of Analytical Atomic Spectrometry пишет о том, что некоторые из древних афганских памятников живописи сделаны маслом. С помощью Европейского источника синхротронного излучения (ESRF) ученые выяснили, что техника масляной живописи широко применялась на территории древнего Афганистана примерно за тысячу лет до того, как она распространилась по Европе.

В книгах по истории искусства можно прочесть, что масляная живопись впервые появилась в Европе в начале XV века. Однако, как минимум за тысячу лет ее уже использовали художники Бамианской культуры.  Специалисты из Японии, Франции и США с помощью Источника синхротронного излучения определили химический состав красителей, которыми пользовались живописцы VII века нашей эры. Примерно 12 из 50 изученных учеными пещер были разрисованы с применением техники живописи маслом.

Лишь использование самых новейших технологий с применением синхротронного излучения позволили проанализировать химический состав красителей. Оказалось, что в их основе – те же самые масла, которые применялись старыми мастерами Европы - мака и грецкого ореха. При этом, другие составляющие древних красок более разнообразны. В них входят различные смолы, компоненты сырого яйца и даже свинцовые белила.

Впрочем, радость от сенсационного открытия немного омрачает то, что фрески находятся в пещерах афганского региона Бамиан – как раз того самого, где в 2001 году, несмотря на протесты мировой общественности, были разрушены две огромных статуи Будды. Уникальные фрески с изображениями Будды в ярких одеждах на фоне пальмовых листьев и различных мистических существ, хоть и не разрушены, довольно сильно пострадали от варварства талибов. Тем не менее, ученые надеются, что подобные акты вандализма в регионе больше не повторятся.