Создано первое будущее лекарство от паралича

Набор из трех гормонов, которые заставляют срастаться нервные окончания, открыли биологи из США. Во время опытов они использовали его для того, чтобы полностью избавить мышей от частичного паралича после инсульта или перелома позвоночник.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Neuron.

Ученые вели этот "коктейль" в мозг животного. Но реакция была не совсем ожидаемой. Аксоны начали расти в спинном мозге животных, но нечто подобное начало происходить и в подкорковом пространстве в головном мозге мышей.

"Как именно это влияет на восстановление подвижности, мы пока не знаем", — рассказывает Чжиган Хэ (Zhigang He) из Гарвардского университета (США).

При помощи электростимуляции поврежденной части спинного мозга и инъекция стволовых клеток ученые в последнее время смогли добиться частичного восстановления подвижности конечностей после травмы позвоночника в опытах на крысах и мышах. Однако это не возвращало грызунам полный контроль над конечностями — они могли совершать рефлексивные движения, но не могли осознанно управлять движениями из-за того, что применяемые методики не приводили к восстановлению так называемых кортикальных аксонов — нервных окончаний, соединяющих центры движения в головном мозге со спинным мозгом.

Хэ и его коллеги фактически случайно открыли первый действенный способ достичь полного восстановления подвижности тела, экспериментируя с различными гормонами и сигнальными молекулами, которые управляют ростом окончаний нейронов в здоровой нервной системе людей и других млекопитающих. Сама идея пришла в голову ученым в ходе наблюдений за восстановлением зрения мышей.

Оказалось, что клетки глаз выделяют несколько белков, которые заставляют нервные клетки формировать новые окончания и соединяться с выжившими рецепторами сетчатки, что приводило к частичному или полному восстановлению зрения. Это натолкнуло ученых на мысль, что нейроны спинного или даже головного мозга можно заставить формировать новые связи, если насильно "включить" гены IGF1 и OPN, отвечающие за производство этих молекул.

Вскоре биологи создали специальный ретровирус, который производил подобную операцию, и проверили его работу на мышах. Оказалось, что комбинация этого вируса, и синтетического гормона 4-AP-3, стимулирующего рост нервных окончаний, заметно ускорила и улучшила восстановление после травмы.

Три месяца спустя мыши уже совершали не только рефлекторные движения, но и могли осознанно контролировать движение своих лап.

При этом без добавления 4-AP-3 к вирусу мыши не приобретали способности осознанно управлять движением ног, и новые связи между их спинным мозгом и корой головного мозга не формировались.

Полностью понять механизм работы генетического "коктейля" ученые еще не смогли. Но факт остается фактом: терапия действует.