Специалисты NASA готовятся высаживать на Марсе картофель

Перуанские исследователи намерены реализовать пока еще научно-фантастическую идею — вырастить картофель на Марсе.

Сейчас специалисты NASA ищут ответ на вопрос, какой из имеющихся в Международном центре изучения картофеля 4500 сортов этой культуры в наибольшей степени подошел бы для выращивания на поверхности Красной планеты.

"Когда люди высадятся на поверхность Марса, им придется выращивать продовольствие, — отмечает в интервью газете The Wall Street Journal специалист по планетарным исследованиям в калифорнийском центре имени Эймса Крис Маккей. — Думаю, нам удастся найти такой сорт картофеля, который будет расти при холодных температурах и в условиях низкого атмосферного давления. Именно такой сорт был бы подходящим для Марса".

Исследования проходят в пустыне Пампас де ла Джойая. Это один из наиболее засушливых районов на Земле, часть пустыни Атакама, которая давно привлекала экспертов NASA своими геологическими и климатическими условиями, напоминающими поверхность Красной планеты… В год там выпадает всего около одного миллиметра осадков.

В настоящее время для опытов отобраны 65 сортов картофеля. Их высадят в грунт, доставленный из пустыни в лабораторию Международного центра изучения картофеля в Лиме. Если растения будут развиваться нормально, то их поместят в условия, имитирующие те, которые существуют на поверхности Марса.

По оценкам перуанского эксперта Уолтера Амароса, лишь около половины из отобранных сортов прорастет в почве, и лишь около 10 сортов могут дать достаточно большие клубни. Вкус у них может быть непривычным, предупредил он. Такое случается, когда овощь растет в засушливых условиях и при больших перепадах температур.

"Не думаю, что на Марсе можно будет высаживать картофель в открытый грунт, — говорит перуанский эксперт. — Скорее всего, рассаду придется выращивать в контролируемых условиях, под куполами".

Другой ученый из Перу, Хулио Вальдивиа-Сильва, занимающийся в NASA вопросами астробиологии, рассчитывает на то, что им удастся сохранить привычный вкус пусть и у непривычного картофеля.

"Это очень серьезная проблема: взять живой организм и попытаться переместить его в совершенно иные условия, — отметил он. — Мы никогда не делали этого прежде".

Как писала Правда. Ру, ранее экологи из Вагенингенского университета (Нидерланды) предложили метод, который впервые позволил собрать урожай томатов и гороха с аналогов марсианских и лунных почв. Предполагается, что такие технологии будут использоваться для выращивания земных растений в парниках на поверхности Марса или Луны во время будущих экспедиций.

Марс: вода — есть, жизни — нет?