Бурный Тарсис превратил Марс в пустыню

По словам планетологов из Франции, Сенегала и США, причиной климатической катастрофы на Марсе, которая привела его к нынешнему состоянию, могло стать образование региона Фарсида (Тарсис) — крупнейшего вулканического нагорья в Солнечной системе. Результаты своего исследования ученые опубликовали в изданиях Nature и New Scientist.

Марс: вода — есть, жизни — нет?

Загадка марсианского похолодания

Климат на Марсе, как и на Земле, носит сезонный характер. По сведениям НАСА, средняя температура здесь составляет ~210 °K (-63 °C), а скорость ветра — 2-7 метров в секунду летом и 5-10 метров в секунду в холодный период года. Также на планете бывают пылевые штормы со скоростью 17-30 метров в секунду. В холодное время года на поверхности даже вне полярных шапок может возникать иней. Случаются и снегопады, но снежный покров не образуется: снежинки испаряются, не достигая поверхности.

До недавнего времени считалось, что на поверхности Марса из-за низкого давления не может присутствовать вода в жидком состоянии. Но, по мнению некоторых исследователей, когда-то атмосфера планеты была более плотной, а климат — более теплым и влажным. Скорее всего, это стало следствием вулканической активности: вулканы растопили лед под поверхностью, и вода вытекла наружу. Какое-то время спустя она начала испаряться, о чем свидетельствуют найденные на планете соединения сульфатов.

Тогда, в незапамятные времена, на Марсе существовали водоемы и шли дожди… Но сейчас там нет даже микроорганизмов, планета представляет собой сухую пустыню, выжженную радиацией…

Вулканы Фарсиды

Что же касается упомянутой провинции Фарсида, то она образовалась около 3,7-4,1 миллиарда лет назад в результате вулканического извержения. По времени это событие как раз совпало с исчезновением на Красной планете жидкой воды и плотной атмосферы.

Именно в области Фарсида расположены главные марсианские вулканы — гора Олимп, гора Аскрийская, гора Павлина, гора Арсия, которые также называют "горы Фарсида", и, наконец, уникальный щитовидный вулкан Альба. Размеры каждого из них составляют около 300 километров в диаметре и около 25 километров в высоту.

Самый крупный из них — Олимп, который известен как самая высокая гора в Солнечной системе. Высота его составляет 21,2 километра по отношению к его основанию. Это вдвое больше высоты Эвереста. Гора простирается на 540 километров вширь и имеет крутые обрывы по краям высотой до 7 километров. Существует версия о том, что они образовались благодаря океану, подмывавшему склоны Олимпа.

Один из исследователей марсианских вулканов, Джейкоб Бличер, считает, что вулканы Фарсиды могут оказаться не потухшими, а просто спящими: внутри известковых образований может находиться резервуар с жидкой магмой. Об этом свидетельствует и множество параллельных полосок — так называемых ярдангов, которые видны на фотографиях с высоким разрешением. Ярданги обычно образуются на поверхности, легко поддающейся эрозии, например, под воздействием вулканического пепла.

Реки, превратившиеся в лед

В 2012 году марсоход Curiosity передал полученные при помощи телеметрии снимки, на которых среди горных пород Марса виднеется нечто, напоминающее усеянное гравием русло реки или ручья. Снимки сделаны в районе кратера Гейла, в воронке которого хорошо видны глубинные слои марсианского грунта, способные поведать о геологической истории Красной планеты. Найденное речное русло располагается между полем к северу от кратера и подножием Острой горы.

Топографические расчеты показали, что после формирования Тарсиса разветвленная речная система Марса мигрировала от экватора в сторону полюсов, где сегодня можно наблюдать шапки из водяного льда.

По мнению экспертов, извержения вулканов привели к повороту оси вращения планеты. При этом нагорье Фарсида сдвинулось к экватору. Причиной таких "пертурбаций" стала нагрузка на литосферу, имевшая место в гесперийскую эру геологической истории Марса (приблизительно 3,5 миллиарда лет назад).

Если бы нечто подобное приключилось у нас на Земле, то Париж оказался бы на северном полюсе, утверждают специалисты. Именно поворот оси, по всей вероятности, изменил марсианский климат на сухой и холодный, каковым он сохранился и в наши дни. Впрочем, преждевременно говорить о неоспоримости этих выводов — их еще предстоит подтвердить…