Российские биологи нашли причину рассеянного склероза

Российские биологи выяснили, что вызывает рассеянный склероз. Это мутация в "мусорной" ДНК, которая заставляет иммунные клетки атаковать тело, сообщает PLoS One.

Недавно британские ученые выяснили, что рассеянный склероз чаще всего развивается у людей с необычно активным геном Rab32. Марина Афанасьева из Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта и ее коллеги нашли еще один генетический механизм развития рассеянного склероза, изучая мутации, находящиеся внутри и связанные с работой гена IL2RA. Масштабные генетические исследования показали, что нарушения в функционировании и структуре IL2RA связаны с развитием аутоиммунных болезней.

Как объясняют ученые, устройство "мусорных" участков ДНК не влияет на структуру белка, который кодирует ген, но может управлять тем, насколько активно клетка считывает его и вырабатывает белковые молекулы. Соответственно, мутации в "мусорной" части IL2RA могут заметно снизить или повысить его активность и сделать клетку "подозрительной" для иммунной системы.

Как оказалось, одна из таких мутаций — rs12722489 — особенно сильно влияла на "читаемость" IL2RA. Замена всего одной буквы в этой части гена в полтора раза снижала его активность, что может объяснять, почему носители этой "опечатки" гораздо чаще страдают от рассеянного склероза и прочих аутоиммунных заболеваний.

Дальнейший поиск подобных мутаций, как надеются ученые, поможет полностью раскрыть причины того, почему иммунная система начинает "бунтовать" и приступает к уничтожению организма почти столь же активно, как и реальные микробы и вирусы.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что о такой болезни, как рассеянный склероз, от которой в мире страдают миллионы человек, медикам известно давно. Однако до сих пор неясно, почему иммунитет человека начинает считать мозг "врагом" и атаковать его клетки. Разгадку нашли ученые из университета Эксетера (Великобритания).

При рассеянном склерозе иммунные клетки атакуют оболочку нервных волокон, так называемый миелин. В итоге нервы начинают хуже передавать сигнал и "замыкать". Ученые проанализировали состав клеток больных людей и животных и нашли в них очень много белка Rab32. В нейронах здоровых людей его нет.