Выезд на обочину — одно из частых нарушений, за которое по закону полагается штраф в 1500 рублей. Однако на практике далеко не каждый такой манёвр заканчивается протоколом. Почему? Всё дело в нюансах, которые хорошо знают сотрудники ГАИ — и с которыми стоит познакомиться каждому водителю.
Обочина — это участок сбоку от проезжей части, отделённый от неё разметкой или отличающимся покрытием. Если водитель заезжает на неё хотя бы одним колесом, и это фиксирует камера или инспектор, ему грозит штраф. Но проблема в том, что границы не всегда видны.
Стертая или отсутствующая разметка — частое явление. Особенно на старых дорогах или зимой, когда линии прячет снег. В такой ситуации объективно невозможно определить, нарушил ли водитель границы проезжей части. Визуально дорога кажется шире, и камера — как и человек — может ошибиться.
Существуют и более очевидные причины, при которых наказывать водителя бессмысленно. Например, если на дороге внезапно заглох грузовик и объехать его можно только по обочине. В этом случае речь идёт о крайней необходимости — а она, согласно статье 2.7 КоАП, исключает ответственность.
Таким образом, если манёвр по обочине вызван необходимостью предотвратить аварию, объехать препятствие или избежать столкновения, действия водителя не считаются нарушением.
На практике большинство инспекторов учитывают обстоятельства. Но если наказание всё же последовало — особенно в условиях плохой видимости или отсутствия разметки — его можно оспорить. Главное — собрать доказательства: фото, видео, показания свидетелей.
Уточнения
Пра́вила доро́жного движе́ния (ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и так далее), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.