Первая любовь: увидеть за плотью душу

Первая любовь — это явление, которое изображалось художниками и воспевалось музыкантами, возвеличивалось пиитами и осмысливалось мэтрами кинематографа. А мы попробуем взглянуть на нее с другой точки зрения — религиозной. Причем наиболее "интимной" религии, открывающей почти всю тайну взаимоотношения Бога и человека, — христианства.

Если Бог есть Любовь, а человек — его образ и подобие, то и человеческие чувства, аще они чисты от чуждого Всевышнему греха, несут на себе отпечаток Божественного Откровения. В самом Священном Писании союз Господа и Церкви Его изображается в аналогии с брачными отношениями — в первую очередь, в прекрасной своим поэтизмом "Песне Песней" царя Соломона, позже, уже в Новом Завете, — в "Откровении" Иоанна Богослова. И как раз в последнем встречается поразительная и очень интересная вещь — обличение Богом ангела (последний, по толкованиям святых отцов, мог символизировать и предстоятеля поместной церкви): "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" (Откр. 2:4). Эта первая любовь превозносится перед всеми остальными подвигами, совершаемыми уже с большим опытом и знанием. Почему так?

Наверное, потому, что "первая вера", период неофитства, — тот фундамент, на котором закладывается вся дальнейшая духовность человека. Это очень хорошо заметил преподобный Иоанн Синайский, автор "Лествицы": "От твердого начала, без сомнения, будет нам польза, если бы мы впоследствии и ослабели; ибо душа, бывшая прежде мужественной и ослабевши, воспоминанием прежней ревности, как острым орудием, бывает возбуждаема, посему многократно некоторые воздвигали себя таким образом (от расслабления)" (cтепень І "Об отречении от мира", глава 11). И от следования началу, фундаментальным вещам, зависит весь дальнейший путь в вере.

То же самое и в делах сердечных: первая любовь обычно не длится всю жизнь, уступая место более зрелым чувствам, но именно она зачастую определяет мнение о противоположном поле вообще. Даже если считать "любовью" первый интимный опыт в пьяном виде после дискотеки, лет эдак в 14-15…

Читайте также: Магдалина: "Дай мне место у Христовых ног"

В Библии, особенно Новом Завете, Господь иногда прямо отождествляет отношение человека к ближнему отношению к Себе Самому: "… как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Или, уже через святого апостола Иоанна Богослова: "… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (3-е Ин. 1:11). Человек имеет не только духовную, но и физическую природу, а ей для полноценного восприятия необходимо чувствовать и осязать. Поэтому так важна любовь, особенно полудетская, первая, к зримому Божиему образу в другом человеке. Она как бы приоткрывает перед падшим людским естеством завесу рая, в котором еще не существовало похоти.

Можно в ответ на эти строки иронически улыбнуться: в облаках, что ли, автор летает — какая там "чистота" в наше время, когда половую жизнь начинают чуть ли не с пеленок? Но даже в таком случае первое чувство всегда искреннее, в нем гораздо меньше лжи и корысти, чем в дальнейших взрослых "амурных похождениях". И как раз в условиях тотального разврата, будь то языческое общество древнего Рима или нью-эйджевская субкультура современных США, первая любовь — это своеобразная отдушина. Правильно подметил описавший многие далеко не блиставшие целомудрием времена и нравы Виктор Гюго: "При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут прежде души, а иногда и совсем не берут души".

К счастью, это "позже" распространяется не на всех. Вспомним примеры благочестивых, святых христианских семей: святых богоотец Иоакима и Анны, Акилы и Прискиллы, Петра и Февронии. Ведь их браки — ни что иное, как… история успешной первой любви, которая длилась до смерти! Скорее всего, они за всю жизнь и не влюблялись-то ни в кого, кроме своих "половинок". А секрет их не просто счастливых и прочных, но еще и богоугодных, спасительных отношений есть как раз то, о чем говорил Гюго: душа любимого человека для каждого из них всегда была первичной.

Праведники, прославившие Бога супружеской жизнью, считали спасение чистоты этой первой и единственной любви своим служением, священной обязанностью. Поэтому и периодическое воздержание, и проблемы с искушениями и соблазнами чувства не убивали. Жаль, что современные подростки в большинстве своем учатся любить не у таких великих и святых людей, а у сериальных героев, обычно не наделенных ни особой моралью, ни даже элементарной половой разборчивостью…

Читайте также: Петр и Феврония: не влюбленность, но любовь…

Вообще страшно, когда первая любовь подменяется первой страстью, и во вчерашних детях пробуждается необузданная похоть, желание во что бы то ни стало добиться своего, обладать любимым сушеством как игрушкой, вовсе не заботясь о его внутренним мире. В таком случае эта "любовь" становится кумиром, требующем не милости, а жертвы. Она разрушает душу молодого человека, разъедая ее изнутри потребительством. Кумиры всегда создаются, чтобы заполнить пустоту, заменить собой недостаток Бога. Но беда в том, что идол в мире есть ничто (1 Кор. 8:4). И, если человеческая личность вынесет из первой любви такой вот "истукан", образ мужчины или женщины, от которого будет требовать выполнения "божеских" функций в своей жизни, ничего, кроме тотального разочарования, ее в дальнейшем не ждет.

Впрочем, сотворенный из первого возлюбленного кумир может вполне превратиться и в "беса полуденного", виноватого во всех проблемах со своими последователями. Достаточно распространенная жалоба, она же модель поведения в наших широтах: "этот поганец мне всю жизнь поломал, он такой был, что я не могу теперь нормально общаться с другими мужчинами". Может, он, как всякий искуситель, со своей стороны и во многом виноват. Но каждый христианский аскет отлично знает: бес вредит человеку только в той степени, в коей тот ему позволяет на себя воздействовать. А грешит, заблуждается и ошибается человек самостоятельно, по своей свободной воле. И лукавит, пожалуй, перекладывая собственную ответственность за промахи и непонимание на первое вторжение инфернальных сил в личную жизнь.

Читайте также: Посмертное мученичество святого Валентина

Сложная она штука, эта самая первая любовь. Может привести к Богу, а может и к сатане. Может научить любить и быть любимым, а может обозлить на весь мир. Все зависит от личности. Но тот, кто стремится понимать души и смирять самого себя, всегда будет вспоминать это чувство с благодарностью. Ведь оно — школа жизни и училище взрослой любви.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Рассекречено: как США "кинули" СССР с нерасширением НАТО
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Порошенко просит помощи Европы и США в уничтожении "Северного потока-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры