Как же вышло, что римский мученик стал "покровителем влюбленных"?

Посмертное мученичество святого Валентина

День святого Валентина — ярчайший пример того, сколь причудливые метаморфозы с течением времени способны претерпевать идеи, традиции и сама человеческая память. Между 14 февраля в его нынешнем качестве Дня Всех Влюбленных с валентинками, однообразными поздравительными стишками и дежурными признаниями в любви, днем памяти ничем не провинившегося древнеримского святого по имени Валентин и привязанными к этой дате древними обычаями зияют пропасти, которые и не снились тем, кто сегодня легкомысленно сваливает все это в одну кучу.

Исторический святой Валентин имеет настолько мало отношения к Дню Всех Влюбленных, насколько это вообще возможно. Доподлинно даже неизвестно, существовал ли такой человек когда-либо вообще. Из сколько-нибудь достоверных сведений о нем известно лишь то, что так звали святого древнеримского мученика, и что похоронен он на Фламиниевой дороге.

Более того, неизвестно даже, было ли 14 февраля изначально посвящено памяти одного или нескольких Валентинов: в разных источниках связанный с этой датой Валентин описывается то как римский священник, то как епископ Интерамнский, то как убитый в Африке мученик. И если африканский Валентин, по всей видимости, — все-таки отдельная личность, то два других вполне могли быть одним и тем же человеком.

День памяти как таковой был установлен в V веке Папой Геласием I, который, что характерно, включил Валентина в список святых, чьи имена чтимы людьми, но дела известны одному Богу. Уже поэтому можно точно сказать: о каком бы из Валентинов ни шла речь, ни один к влюбленным, сердечкам и признаниям не имеет ни малейшего отношения.

Более того: святой Валентин — фигура настолько туманная, что в 1969 году день его памяти вообще исключили из католического литургического календаря. Заменили Валентина, как это ни забавно, днем памяти святых Кирилла и Мефодия, почитающихся покровителями Европы и просветителями славянских земель. На фоне этого особенно забавляет твердая вера отдельных личностей в то, что злосчастный праздник — эдакий хитроумный ход Ватикана, нацеленный на "совращение" душ в католическую веру.

Читайте также: Три святителя: "мы имеем у Бога равное достоинство"

Трудно сказать, чем провинился именно Валентин, почему именно с его именем связали праздник влюбленных. Но факт остается фактом: с течением времени скудные, мягко говоря, сведения о его жизни стали обрастать дополнительными деталями, постепенно превращаясь в легенду, местами красивую, местами диковатую, но почти наверняка не имеющую никакого отношения к реальности.

Первое дополнение зафиксировано в "Золотой Легенде" Иакова Ворагинского, написанной в 1260 году — тысячу лет спустя после предполагаемого времени жизни святого. Валентин Римский упоминается там очень и очень кратко — о нем сказано лишь то, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия II за отказ отречься от Христа, а перед казнью совершил чудо — вернул зрение и слух дочери тюремщика.

В Нюрнберской хронике 1493 года взаимоотношения Валентина с императором становятся уже более интересными. Помимо нелюбви к христианам она приписывает Клавдию II своеобразную законодательную инициативу: он якобы запретил жениться то ли своим легионерам, то ли молодым людям вообще — из тех соображений, что женатые мужчины в армии служат плохо и неохотно. Священник же по имени Валентин, сочувствуя влюбленным парам, соглашался втайне ото всех проводить обряд венчания и другими способами помогал христианам, подвергавшимся в то время гонениям.

Естественно, в скором времени это стало известно властям, и Валентина взяли под стражу. Каким-то образом он даже привлек к себе внимание самого императора, который после беседы со священником проникся к нему вполне искренней симпатией — однако Валентин попытался обратить в христианство самого Клавдия, что в душе последнего особого отклика не нашло. В результате священник был предан мученической смерти: его избили дубинками, забросали камнями, а когда оказалось, что он еще жив — обезглавили.

Читайте также: Христианская ересь — полезное разномыслие?

Впрочем, даже во втором приближении у этой истории крайне мало общего с нынешним представлением о празднике, так что относительно недавно к легенде добавился дополнительная и уже полностью лишенная всяких исторических оснований подробность. Якобы накануне своей казни святой Валентин самолично изготовил первую открытку-"валентинку", адресовав ее своей возлюбленной. На роль "девушки Валентина" (видимо, по причине полного отсутствия в ранних вариантах легенды других женских персонажей) была определена исцеленная им слепоглухая дочка тюремщика.

В авторскихпересказахнивчемнеповинному священнику приписывают и еще более экстравагантные наклонности. Можно, например, найти сведения о том, что он помогал легионерам сочинять любовные письма и дарил девушкам от их имени цветы.

Но почему же все-таки подобным образом пострадал именно Валентин Римский, а не какой-то другой святой? Единого мнения на этот счет нет. Некоторые считают родоначальником Валентинова дня в современном понимании позднесредневекового английского поэта Джеффри Чосера, в своей поэме "Parlement of Foules" ("Птичий парламент") упомянувшего о том, что в Валентинов день птицы сбиваются в пары. Впрочем, именно к Валентину Римскому это имеет более чем косвенное отношение, поскольку Чосер писал о другом святом Валентине — епископе Генуэзском, день памяти которого приходится на второе мая. Что подсказывает и простая логика — согласитесь, для "бракосочетания птиц" это куда более уместное время, чем середина февраля.

Не менее популярна и теория о связи 14 февраля с древним, еще доримским, праздником Луперкалии, который приходился на 13-15 февраля. Впрочем, он, на языческий манер, больше касался плодородия и деторождения, чем романтической любви: в ходе празднования, к примеру, жрецы бегали по городу и стегали специально выстроившихся для этой цели женщин кнутами из козлиной кожи — это якобы способствовало плодовитости и облегчало роды. Когда же 14 февраля было назначено днем памяти святого Валентина, старые и новые обычаи, как это часто случается, стали переплетаться, а после официального запрета Луперкалий в V веке новый праздник сохранил многие их черты, и образ святого в народной памяти также приобрел характерные особенности.

Читайте также: Пятница, 13-е: от Христа до наших дней

Что же касается неотъемлемого атрибута современного празднования этой даты — открыток-валентинок — то своему появлению они, судя по всему, обязаны распространившейся по Европе к концу Средних Веков традиции куртуазной любви, а привязке к Дню святого Валентина — все тому же Чосеру. Впрочем, в те времена это были, разумеется, не открытки, а стихи с заверениями в вечной любви и верности.

И только в конце XVIII — начале XIX веков и праздник, и его основной символ стали стремительно приближаться к тому, что они собой представляют сейчас. В 1797 году в Великобритании была издана книга, которую смело можно назвать прародительницей современного Дня Всех Влюбленных — "The Young Man's Valentine Writer", целиком состоявшая из готовых стихов для подписывания валентинок — для тех, кого Бог обделил поэтическим даром. Чуть позже начали изготовляться и готовые открытки, которые пользовались таким большим спросом, что вскоре попали в фабричное производство. Однако тем сверхпопулярным и всенародно празднуемым днем, которым он является сейчас, день святого Валентина стал благодаря вполне конкретному человеку — американской художнице и предпринимательнице XIX века Эстер Хоулэнд.

Вдохновившись полученной от отцовского делового партнера британской валентинкой, она начала изготовлять похожие открытки и поставила дело с традиционным американским размахом, быстро превратив его в масштабный и прибыльный бизнес и со временем став почти легендарной фигурой в среде кардмейкеров. Спустя несколько десятилетий она с большой выгодой продала свое дело, и с тех пор День святого Валентина в своем нынешнем качестве и с примерно той же самой атрибутикой победоносно шествует по планете, попутно теряя всякие остатки связей со святым, по случайности даровавшим празднику свое имя. Сегодня не каждый вспомнит даже многократно препарированную легенду о Валентине, и его имя служит скорее составной частью названия, чем отсылкой к конкретному человеку.

Читайте также: Праздник, о котором не все помнят…

Многие порицают День Всех Влюбленных как торжество пошлости, дурного вкуса и материализма — на том основании, что он развращает молодежь, прививает неуместно легкомысленное отношение к серьезным темам — и, возможно, в чем-то эти многие даже правы. Но нельзя, в то же время, упускать из виду, что порицание это касается не столько праздника, сколько празднующих — ведь даже столь ненавистные многим валентинки изначально предполагались не как признания во влюбленности, а как заверения в любви — вечной, верной и неколебимой. И если любовь — вечная, верная и неколебимая — перестала с тех пор котироваться, то кого в этом винить? Уж точно не римского мученика по имени Валентин, который, как выясняется, здесь не замешан ни сном, ни духом.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Николай Бедарев
Николай Бедарев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить