О книге “Апокалипсис Welcome” и “Апокалипсис. Страшный суд 3D”

Zотов: Страшный Суд на улицах Москвы

Что, если Высшие силы решат провести Страшный Суд не где-то, а в Москве? Столицу заполнят представители человечества, от древнейшей истории до наших дней, здесь же появятся ангелы и демоны, языческие боги и Сатана. Будет очень смешно, но мороз продерет по коже. Это Zотов и его "Апокалипсис Welcome" и продолжение — "Апокалипсис. Страшный суд 3D".

За оптимистичным, прямо-таки американски гостеприимным названием первой книги кроется событие, которое человечество, с одной стороны, вроде как ждет уже две тысячи лет, а с другой, как выясняется, не ждет вообще, не готово и в упор не признает. Невзирая на то, что Библия остается бестселлером всех времен и народов, а ее авторы — соответственно, самыми популярными авторами в истории человечества, Откровение Иоанна Богослова читано, перечитано, растолковано тысячами комментаторов и только что не снято в Голливуде, грянувший Апокалипсис не признает никто — не узнает, не видит и не понимает.

Воскресают мертвые, по улицам Москвы — нового Вавилона — ходят ордынские воины, крестоносцы, русичи, казаки, бояре, неандертальцы и фрицы, являются ангелы, творятся грозные знамения, мир явственно доживает последние часы… но не знает, не желает, отказывается видеть это. Или судорожно "берет от жизни все", хватая напоследок крупными кусками то, что называется жизнью — гротескно, до абсурда доводя мысль о том, что "надо попробовать все".

Детали прописаны любовно. Мир отчетливый, выпуклый, убедительный до последней черточки. Юмор поразительный, диалоги и встречи смешны до слез. Чего стоит одна аудиенция Абрамовича у Бога, наблюдения Иоанна за Зверем и поразительное открытие касательно трех шестерок, встреча дьявола с актерами, исполнявшими его в разных ролях, отправленные в отставку Всадники Апокалипсиса и еще сотни сцен и мизансцен! Мир настолько насыщен деталями и подробностями, текст настолько густой, что я рекомендую читать эту книгу не сразу залпом, а по чуть-чуть, страниц по 15-20 зараз, чтобы огромное количество информации хоть как-то укладывалось в голове.

Читайте также: В стране победившего православия…

Там очень смешно, если бы не одно "но". Там еще и страшно. Страшно не в последнюю очередь потому, что именно в "Апокалипсисе" прописываются три, может быть, самых трагических судьбы за всю историю человечества. И рядом с безудержно карнавальным описанием конца света, телевизионными интервью с Дмитрием Донским и Екатериной Второй, бьющимся над своим черным пиаром сатаной — невероятной горечью идет боль трех отчаявшихся людей, готовых на все ради смерти, потому что о прощении уже не мечтают.

Страшно потому, что очень убедительно показано — мир давно не живет всерьез, давно забыл не то что евангельские, но даже ветхозаветные заповеди, даже элементарные три "не убий, не укради, не прелюбодействуй". И Апокалипсис воспринимает только как повод "наверстать упущенное" и от души нарушить все три.

Страшно потому, что уж очень наглядно показано, до какой степени во зле лежит мир. Право слово, при всем юморе на грани фола "Апокалипсис Welcome" очень четко показывает, почему вера в апокатастасис и всеобщее покаяние — почти полностью утопична.

Я бы даже сказала, что в этой книге сама сюжетная линия не очень важна. Она есть, но скорее, как стержень, вокруг которого вьется сюжет, как причина некоторых свершающихся событий. Тысяча внесюжетных линий звучит не менее напряженно, не менее драматично, не менее смешно и не менее впечатляюще. Книга предельно, где-то даже запредельно цинична, и мне не хочется думать, насколько она при этом цинично правдива.

Книга битком набита совершенно фантастическими поворотами и убийственными шутками, от которых и смех, и холодок между лопаток. При этом в "Апокалипсисе…" нет отчетливо выраженного светлого, прощающего и милующего начала. Есть Тот, Кто говорит предельно жестко и хлестко о нормах, которые нарушило человечество, о забытых заповедях. Но это голос обвинителя. Бог появляется в нескольких сценах, но взирает на все с поистине буддистской отстраненностью, проявляя Свое отношение к происходящему крайне редко и совершенно без сострадания. В этой книге мир подлежит Суду и Суд обещает быть грозным.

Это не лакированная проповедь и не запугивание адскими муками и геенной огненной. Ничуть не поучительный, не морально-обличительный тон. Попросту абсолютно откровенная демонстрация действительности. Не нравится? Да, не нравится… Но очень убедительно похоже. До ужаса похоже на правду.

Читайте также: Так грозит ли России Апокалипсис?

"Апокалипсис. Страшный Суд 3D" — это своеобразное продолжение "Апокалипсиса Welcome". Тем не менее, не читавшие первую часть не останутся в недоумении — вторая книга вполне самодостаточное произведение. А читавшие встретятся со старыми героями — братьями ангелом и демоном Аваддоном и Агаресом, апостолами Иоанном и Иудой Искариотом, Смертью, Дьяволом и другими. Снова восхитятся эрудированностью автора — книги Zотова можно целыми главами цитировать на Википедии в самых разных разделах и использовать при написании докладов и курсовых по мифам древнего мира, библейским апокрифам, колдовству Вуду, всемирной истории вампиризма и так далее. И узнают, как можно взглянуть на сюжет Страшного суда с точки зрения, повернутой на 180 градусов по сравнению с первой книгой.

В отличие от "Апокалипсис Welcome", во второй книге Дьявол спрятан с глаз долой, и число его собеседников сильно ограничено. Зато живым участником действия становится Тот, Кому весь Суд, собственно, и отдан, Тот, Кому все происходящее попросту не может быть безразлично. И этот Суд Он затевает не во осуждение. И здесь впервые Zотов называет Его по имени, и Иисус становится Иисусом. Спасителем, а не палачом человечества.

И поэтому, в отличие от первой части, вторая производит удивительно светлое впечатление. Эта книга еще смешнее первой — Zотов, как всегда, оттягивается сам и в полный рост дает оттянуться своим героям. Количество идеально выписанных юморных подробностей и до хохота забавных ситуаций как обычно огромно. И при этом книга удивительно деликатная. В ней проявляется умение автора фантастически умело сочетать карнавальный разгул, шутки на грани допустимого — и трепетное, совершенно искреннее и предельно не елейное благоговение. Умение юморить на грани фола — и писать о самом главном трогательно до слез.

Читайте также: Что есть Бог — "нечто" или Личность?

Пожалуй, это то, до чего не дотянул один из лучших фильмов на религиозную тему, "Догма", где карнавальный хохот перевешивает крупицу серьезности. Иисус у Zотова улыбается, шутит, смеется над шутками и с юмором относится к недостаткам окружающих. Но перед Ним самим смех замирает — в голову не придет насмешничать над Ним.

Книга не тонет в символике, не мучается вопросом, что такое 666, блудница на Звере и печать Антихриста. Эти вопросы решаются в юмористическом ключе — как второстепенные. Зато в лоб задается главный вопрос — зачем все это вообще? Зачем Страшный суд? Что он значит для Бога и для людей? И дается ответ.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить