Автор Правда.Ру

Российскую нефть повезут в атомных субмаринах времен "холодной войны"

Российским атомным субмаринам, сданным в утиль, возможно, найдут новое мирное применение. На встрече с бизнесменами в норвежском городе Киркенес губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов выдвинул смелую идею: переоборудовать старые субмарины в танкеры для перевозки нефти и газа. Конверсионная инициатива российского чиновника повергла в ужас норвежских экологов. Однако эксперты не верят в перспективу этого проекта.

Выступая на деловом семинаре, Анатолий Ефремов объявил, что сейчас Россия изучает возможность переоборудования списанных атомных подводных лодок в танкеры для перевозки нефти и сжиженного газа. По его словам, речь может идти о перестройке лодок класса "Тайфун", знакомых кинозрителям по фильму Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем", каждая из которых сможет перевозить около 10 000 т сырья в пусковых отсеках, переоборудованных под резервуары. Губернатор полагает, что подобные суда смогут найти применение в регионах с тяжелой ледовой обстановкой, создающей угрозу для обычных танкеров. Это особенно актуально в связи с планами России по разработке нефтегазовых месторождений в Арктике, считает он. "Нам представляется экономически оправданным и реалистичным использование атомных подводных лодок для транспортировки нефти и газа", — говорит Ефремов. Смелая конверсионная идея архангельского губернатора повергла в трепет норвежских экологов. Министр окружающей среды Норвегии Борг Бренде высказал свою обеспокоенность в связи с тем, что эксплуатация подводных танкеров-атомоходов таит угрозу для экологии региона, и особенно для хрупкой экосистемы арктического побережья. Мнение министра полностью разделяют активисты норвежской экологической организации Bellona. "Последствия аварии на ядерной подводной лодке, нагруженной нефтью, будут гораздо более печальными, чем на обычном танкере, — заявил агентству Reuters сотрудник Bellona Нильс Бемер. — Будет сложно очистить подводное судно от загрязнения из-за радиации от его реакторов". Разделяя опасения экологов, эксперты тем не менее не верят в возможность реализации этого проекта. Представитель норвежского Совета Баренцева моря Томас Нильсен, проработавший 12 лет в качестве экологического эксперта по северо-западу России в организации Bellona, считает, что реализации проекта помешает его высокая стоимость. Нильсен указывает, что еще в 1960-х США изучали подобную проблему и пришли к выводу, что ее цена неоправданно высока. У российских экспертов предложение архангельского губернатора вызвало полное недоумение. Аналитик Альфа-банка Константин Резников считает, что подобный проект не имеет никаких перспектив. "Зачем это нужно? — удивляется он. — Помимо экологических соображений, эксплуатация таких судов неоправданна ни с технической, ни с экономической точки зрения, а с обслуживанием северных маршрутов хорошо справляются и обычные танкеры". А начальник отдела по отношениям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский напомнил, что для обслуживания своих северных проектов его компания создала и успешно эксплуатирует собственный флот, состоящий из танкеров усиленного ледового класса. Впрочем, идея использования подводных лодок для транспортных перевозок не нова для России.
Весной 2000 г. в интервью "Ведомостям" глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин увлеченно рассказывал о планах по переоборудованию субмарин для транспортировки продукции "Норильского никеля". В компании рассудили, что подводная лодка способна взять на борт около 15 000 т никеля, что вдвое превосходит возможности обычных судов. Кроме того, субмарина обладает более высокой скоростью, экономичностью и не нуждается в услугах ледокольного флота. "Я считаю, что это круто, — восхищался Потанин. — В Роттердаме всплываешь на подводной лодке под нашим флагом.... Удовольствие всплыть в Роттердаме и выйти на капитанский мостик поприветствовать местных — это денег стоит, я вас уверяю, это непередаваемые ощущения". Впрочем, планы "Интерроса" так и не были реализованы.
ЛОДКА-НЕУДАЧНИЦА: О том, что военные подводные лодки плохо приспособлены для бизнеса, рассказывает история субмарины, купленной финской компанией Oy SubExpo у российского Минобороны в 1994 г. Сначала финны попытались сделать из нее ресторан, но он разорился. Потом лодку сдали в аренду канадской фирме, которая перегнала ее в Санкт-Петербург, штат Флорида, для показа туристам. Ничего не вышло и из этого предприятия, а канадская компания обанкротилась. Позже субмарину выставляли на электронный аукцион на сайте eBay, но вынуждены были снять с торгов.
"НОРД Медиа Компани"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Теракты в Испании, суета в Прибалтике, Ленин vs борцы с историей: главные события 18 августа
Китаю не надо толкать Россию к конфликту с США — Константин СИМОНОВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Украинские пограничники посмели задержать российский корабль
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Выяснено: почему Россия отдала Казахстану озеро на границе
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Американский посол: целостность Грузии будет восстановлена
Американский посол: целостность Грузии будет восстановлена
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Как КПРФ пытается избежать участия в избирательном цикле 2017 года
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Закат и падение Соединенных Штатов
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно