Система "Платон", год спустя: Правы ли были критики?

Год "Платона": Первые результаты

Система "Платон" действует в России уже почти год. Учитывая значительный общественный резонанс, стоит рассмотреть некоторые результаты работы системы.

Напомним, что через "Платон" взимается плата с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования.  Система была введена в действие с 15 ноября 2015 года и распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог.

По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, за год работы "Платона" в системе зарегистрировались около 80 процентов перевозчиков. Пользователям выдано 570 тысяч бортовых устройств, также оформлено более 10,5 миллиона маршрутных карт.

На 7 ноября нынешнего года с помощью "Платона" было собрано более 15,4 миллиардов рублей. Первые собранные средства уже в мае были направлены на ремонт дорог, находящихся в наиболее критическом состоянии. Ремонтные работы полностью завершены в 37 российских регионах.

Впрочем, в Росавтодоре отметили, что процесс не везде идет гладко. В качестве примера была приведена ситуация в Твери и Бологом, где ремонт был завершен только на 40 процентов. В связи с чем в ведомстве настоятельно рекомендовали чиновникам жестко контролировать действия дорожных служб, дабы не допустить укладки асфальта среди луж и снега. 

Кстати сказать, жесткий контроль за качеством выполняемых работ как раз является следствием повышенного общественного внимания к теме "Платона". 

Критики системы приводили еще один аргумент - повышение стоимости перевозимых товаров, что в конечном итоге отразится на рядовых потребителях. По факту ничего подобного не произошло. Как заметили в Росавтодоре, "изменение стоимости товаров не превысило доли процента".

В настоящее время действует тариф 1,53 рубля за один километр пути. Минтранс РФ подготовил проект постановления о поэтапном повышении тарифа системы "Платон": с 1 февраля 2017 года его планируется увеличить до 2,61 рубля за 1 км пути, с 1 июня 2017 года - до 3,06 рубля.

Конечно, ввод в действие системы не обошелся без технических накладок. Однако Россия в данном случае отнюдь не идет своим, оригинальным путем, отмечает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

"В принципе, такие системы работают во всем мире - в частности, в Европе, в Германии давным-давно такая система работает. Никому не нравится платить лишние деньги, но это данность. Весь мир пошел по этому пути, мы только повторяем", - сказал он Pravda.Ru.

Помимо вышеприведенных цифр, можно назвать и другие аргументы. Владельцы транспортных компаний, например, получают детальную информацию о планируемых и фактических маршрутах движения грузовиков. На основе чего, кстати, можно и обсуждать с чиновниками реальные, а не теоретические проблемы. Примером служит тот же контроль за ремонтом дорог.

Владельцы грузов получают полную информацию о намеченных и реальных маршрутах перевозок. И было бы очень странно, если б их это не интересовало...

Максимальная оптимизация маршрутов - еще один путь снижения издержек. Да, не всегда есть желание заниматься решением этих проблем. Но ведь "нежелание" не означает, что делать не надо, не так ли?

Создание системы мониторинга, к слову, одна из наиболее актуальных задач, которую можно решить в том числе и с помощью "Платона".

В общем, едва ли станет новостью сообщение, что из-за протяженности российских дорог и, главное, их состояния затраты на перевозки порой бывают колоссальными. Развитие системы мониторинга позволит оптимизировать маршруты. И оперативно решать возникающие проблемы.

Еще один нюанс - "Платон" позволяет жестче контролировать иностранные автотранспортные компании на российском рынке. Против чего отечественные перевозчики едва ли будут возражать.

К слову, когда говорят о системе, почему-то не вспоминают про владельцев легковых автомобилей. Хотя их состояние дорог и трафик волнует не меньше, чем владельцев транспортных компаний и водителей грузовиков.

Разумеется, внедрение "Платона" сопровождалось проблемами, в том числе и чисто технического характера. Но ведь система не статична, постоянно совершенствуется. И в конечном счете, решать проблемы с ее помощью будет куда проще.

Читайте также:

Президент объяснил, зачем в России нужны "Платон" и платные парковки

Протесты дальнобойщиков: Россию опять пугают "бунтом"

"И только диссидент Геннадий": Что происходит с "протестами дальнобойщиков"

Дядь, дай порулить: Дальнобойщиков окружили "помощники"

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру