Импортозамещение в автопроме: расцвета не будет

Импортозамещение: пересядем на ВАЗы?

Авторынок в России переживает непростые времена. Так, недавно с российского рынка ушел GM (из-за падения спроса), а "Райффайзенбанк" перестал выдавать автокредиты. Меж тем государство вкладывает в российский автопром около 25 млрд рублей, также активизируется программа утилизации. Сможет ли наш автопром в таких условиях сделать качественный скачок?

Где автопрому найти поводы для оптимизма

Сыграет ли на руку нашему автопрому падение спроса на иномарки? Будет ли расти спрос населения на российские автомобили? И пересядут ли россияне на ВАЗы? Помогут ли улучшить качество наших автомобилей государственные средства и выйдет ли российский автопром на новый уровень качества в рамках импортозамещения? Или выделенные государством миллиарды только поддержат автопром РФ на плаву? Вопросов возникает множество и тема важна не только для всей российской экономики, но и для подавляющего большинства простых россиян, жизнь которых так или иначе связана с автотранспортом.

Оговорюсь сразу: считаю себя ярым приверженцем именно отечественного автопрома, с советских времен ездил только на наших "пятерках" и "семерках" и за руль иномарок никогда не садился. Страшно везло — экземпляры отечественной классики мне попадались исключительно удачные, проблем почти не знал, как большинство владельцев "Жигулей". Раз в год отдашь свое "ведро" пацанам "в гаражи", дашь всего пару тысяч — и спокойно потом ездишь на дачу.

Те же "пацаны их гаражей" шутят: мол, ты, дядя, так за "Жигули" ратуешь просто потому, что за рулем иномарки не бывал… Может, оно так и есть. Однако при подготовке этого материала я очень старался найти про наш автопром и про его светлое будущее только позитив. Задача оказалась сложной, даже невыполнимой.

Российские СМИ пишут, что государство "закачает" в автопром 25 миллиардов рублей (при том, что падение рынка на 24 процента считают оптимистическим сценарием и вложения в кризисный российский автопром сгорят безвозвратно). Кроме того, уже даются прогнозы, что программа утилизации и льготное автокредитование не спасут новенький "утиль" от ВАЗа. Словом, мало позитива…

Читайте также:

Автопром России получит от государства поддержку, но она ему навредит — эксперт

Вопрос о качестве российского автопрома уже не стоит — мнение

Печальны Opel и GM, а ВАЗ наш не грустит

"Печально, что с нашего рынка уходят GM и Opel, но трагедии в этом нет — более болезненна остановка завода в Санкт-Петербурге, поскольку порядка тысячи человек остаются сегодня без работы при общей напряженной ситуации, — рассказал в интервью Правде. Ру заместитель исполнительного директора НП "Объединение автопроизводителей России" Алексей Сереженкин. — Что касается повышения качества продукции и прочее, мне кажется, мы с вами пользуемся старыми ориентирами, поскольку качество сегодня достойное, учитывая, что большинство автомобилей производят известные компании, которые к качеству относятся очень внимательно".

Эксперт отметил, что уровень качества российского автопрома на сегодняшний день такой же, как и в мире. "Хотя бы потому, что большинство объемов производится мировыми компаниями, которые вопросы качества ставят во главу угла. Говорить о качестве можно было 10 лет назад, когда был один ВАЗ, а сегодня этот вопрос практически не стоит", — подчеркнул Алексей Сереженкин.

Программа утилизации, по его словам, на сегодня правильная и актуальная. "Она поддержит рынок, который находится в довольно сложном положении. Государство на утилизацию выделяет определенные средства, и за счет продажи автомобилей, за счет налогов и прочего деньги в бюджет возвращаются, поэтому это не есть прямые безвозмездные траты", — добавил он.

Отвечая на вопрос, будет ли расти спрос населения на российские авто и действительно ли граждане пересядут на ВАЗы, Алексей Сереженкин отметил, что они на сегодняшний день составляют всего около 15 процентов от общего рынка. И ВАЗ, подчеркнул он, — это уже не автомобиль вчерашнего дня. "Это автомобили современные, заднеприводные автомобили не выпускаются, "восьмерка" и "девятка" сняты с производства. Появились новые автомобили, достойные, в них используется достаточно большое количество комплектующих изделий, которые закупаются и производятся на предприятиях, которые организованы зарубежными компаниями", — сказал эксперт.

Читайте также:

Автопром России спасет "китайский метод"

Китай тянет руки к российскому автопрому

Некоторые за руль "Жигулей" никогда уже не сядут…

"Я думаю, что проблема качества решена не будет, потому что, безусловно, никто не мешал заниматься нашему автопрому качеством и раньше, — считает председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин, который поделился своим мнением с Правдой. Ру. — В повышении качества и не было никакого смысла, потому что за счет относительной дешевизны своей продукции наш автопром всегда вылезал и спасался.

Сейчас он (наш автопром), конечно, воспользуются ситуацией, естественно и поддержку получит — и я думаю, что как-то за счет этого удержится на плаву или, по крайней мере, не так много потеряет, как мог бы. Но стратегически это скорее пойдет во вред отечественному автопрому, потому что еще никому ослабление конкуренции не помогало становится лучше, эффективнее, более приспособленным к рыночным условиям".

По поводу повышения спроса на отечественные машины эксперт глубоко сомневается. По его мнению, у нас всегда была определенная категория граждан, которая и до этого считала для себя возможным и допустимым ездить на отечественном. "Но уже большая группа российских автомобилистов (и ваш покорный слуга в их числе), которая никогда, ни при каких условиях, даже под дулами автоматов не сядут на продукцию так называемого отечественного автопрома!" — добавил Виктор Похмелкин.

Повод для оптимизма вселяет правительство

Падение российского авторынка в феврале 2015 составило 37,9 процента. Из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей девять местного производства. Если в феврале прошлого года компаниями было продано в России 206 526 легковых и легковых коммерческих автомобилей, то в феврале нынешнего года их всего 128 298 штук…

Впрочем, некоторые недавние подвижки на этом фронте борьбы за водителя все-таки дают повод для оптимизма. Правительство РФ накануне одобрило план антикризисной поддержки автомобильной промышленности, ассигнования на который достигнут 25 миллиардов рублей в течение 2015 года. Часть мер (льготные автокредиты, продление кампании по утилизации автохлама) уже была нам известна, вторую половину — например, увеличение госзакупок — озвучили в правительстве, в общем-то, впервые.

Еще один способ подстегнуть наш автопром — программа льготного автокредитования. Предполагается, что с учетом государственной поддержки ставка по автокредиту не будет превышать 15 процентов годовых.

Ну и совсем новое веяние: в этом году федеральными органами власти будет дополнительно потрачено 11 миллиардов рублей на закупку автотехники, и хочется верить, что это будут не традиционные шикарные губернаторские "Лексусы" и "Мерседесы", а что-то все-таки отечественное. Да и муниципалитетам выделяется 600 миллионов на закупку общественного транспорта. Надо сказать, популярные в регионах "ПАЗики" показывают всей стране пример импортозамещения — заграничных деталей в них, в общем-то, немного.

Так что пока остается надеяться, что все это сбудется. Собственно, иного пути, кроме как рассчитывать на собственные силы, в наше время у России нет. И это не только автопрома касается.

Читайте также:

Российский автопром сгубили большевики

"Спасение АвтоВАЗа — социальная задача"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить