Можно ли возродить российского автогиганта?

"Спасение АвтоВАЗа — социальная задача"

Центровая фигура российской автопромышленности, АвтоВАЗ, с каждым годом выдает все более тревожные показатели. Эксперты сетуют на сокращение рынка, но кого они обманывают? Дела у АвтоВАЗа стали ухудшаться уже давно. Подробно о бедах российского автогиганта в программе "Правды.Ру" — "Точка зрения" рассказал историк автомобилизма Константин Шингаркин.

Константин, давайте вспомним золотое время АвтоВАЗа, когда на автомобилях с тольяттинского завода ездило худо-бедно все население огромной страны СССР, и даже граждане за границей. В какие годы АвтоВАЗ находился на вершине успеха?

— Процветание Тольятти пришлось на годы, когда отечественные автомобили, продававшиеся внутри Союза под брендом "Жигули", а за границей "Lada" и "Niva", раскупались мгновенно. За этими автомобилями стояла очередь на долгие годы, а все равно не хватало. Вот в тех условиях, когда был острейший дефицит автомобилей, как для государственных нужд, так и для личных, АвтоВАЗ процветал. На автогигант были завязаны десятки заводов, в разных районах самого Тольятти, в районах Поволжья, в Самаре и в других городах. Часть автомобилей тогда уходили на экспорт, как в соцстраны, так и (в случае с "Нивой") в капстраны: во Францию, Германию. Это был прорыв для советского автомобилестроения, 1970-е годы — это были годы триумфа.

— Очевидно, что удача покинула АвтоВАЗ с развалом Советского Союза. Но как предприятию, не выдерживающему конкуренции с иностранными компаниями, удалось выжить в тяжелые для России 1990-е годы?

— С того момента, как в стране начали происходить политические и экономические изменения, когда страна вступила на путь сначала перестройки, а потом и капитализма, происходили определенные изменения, все предприятия приватизировались. Не обошла приватизация и АвтоВАЗ. После приватизации многие предприятия были умышленно разорены, чтобы кто-то из руководства мог положить себе деньги в карман. Много предприятий обанкротились, но с ВАЗом такого не произошло, за что надо сказать большое спасибо Владимиру Каданникову и всему руководству компании, которое на протяжении 1990-х годов не позволило превратить ВАЗ в ничто.

Читайте также: Экономика США погубила Детройт

Если бы это случилось, то обострение криминальной обстановки в Тольятти, которое мы наблюдаем сегодня, показалось бы детскими играми по сравнению с тем, что могло бы случиться. Представьте себе город с населением под 500 000 человек, практически целиком завязанный на одно производство, которое вдруг остановилось! Людям ведь надо кормить семьи, растить детей, при том, что мобильность нашего человека, русского, советского человека невысока — где родился, там и пригодился. Куда приехал, там и прописался. Никто бы не стал оттуда уезжать.

Поэтому с момента перехода нашей экономики на рыночные рельсы "головная боль" всей страны: правительства, руководства региона, где расположен Тольятти, наша с вами — это не дать АвтоВАЗу умереть. Наше правительство такие меры приняло, в 2008 году, в годы кризиса автомобили АвтоВАЗа были включены в государственную программу. Но я считаю, что в нынешней России поддерживать АвтоВАЗ — это скорее социальная задача, а не экономическая.

— Однако продажи АвтоВАЗа с каждым годом падают. Очевидно, что отечественный завод теряет даже самых преданных своих покупателей…

— Продукция, которую выпускает это предприятие, не может на равных конкурировать ни с одной зарубежной автомобильной маркой. Раньше выигрывали при помощи низкой цены. Но выпускать дешевые автомобили, которые не безопасны для потребителя — это преступление. Это преступление продолжалось до недавнего времени, пока классику не перестали выпускать. Заменили ее автомобилями, которые разрабатывались в 1990-е годы, а в производство они пошли в начале 2000-х. Мировой уровень автопрома за это время поднялся на уровень выше. И все эти "Калины", "Приоры" морально устарели еще до своей поставки на конвейер и держались на рынке только за счет цены.

Читайте также: Престиж России доверили родному автопрому

Но как только выросли стоимость комплектующих и стоимость труда, цена автомобиля тоже выросла. Сыграли свою роль и инфляционные процессы. В итоге цена наших машин стала равна цене автомобилей, произведенных иностранными производителями на территории России и даже за ее пределами. И как только появились конкуренты, началось падение продаж.

— Что делало руководство завода, чтобы выйти из кризисной ситуации, в последние годы?

— Одной из таких попыток можно назвать совместное предприятие GM-AVTOVAZ, которое выпускает "Ниву". Этот легкий внедорожник был очень успешным автомобилем, поэтому решено было продолжить эту линейку в виде Chevrolet Niva. Получилась достаточно успешная, популярная машина в наших условиях. При этом она достаточно дешевая, за счет чего тоже пользуется успехом. Но это не выход из положения. СП, которое выпускает Chevrolet Niva — это только верхушка айсберга.

Чтобы спасать АвтоВАЗ, надо было срочно искать кого-то, кто мог бы вложиться в него. Привлекли для сотрудничества Reno Nissan. В Россию неоднократно приезжал Карлос Гон (президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan, глава стратегического партнёрства Альянса Renault-Nissan — ред.), беседовал с Президентом Путиным, потом Путин ездил в Париж, там заключали соглашения какие-то.

Но Reno — это автомобильная корпорация, она заряжена на то, чтобы приносить прибыль своим акционерам, а отнюдь не решать проблемы АвтоВАЗа. И тем более города Тольятти. Ей просто не под силу это сделать, и она не будет это делать. Ее задача — выпускать автомобили, которые бы пользовались успехом на российском рынке и могли заменить продукцию АвтоВАЗа в той же ценовой и технической категории.

Читайте также: "Рено" дышит "Ладе" в затылок

А задача руководства АвтоВАЗа и правительства, насколько я понимаю, заключалась в том, чтобы получить деньги на развитие производства; каким-то образом перевести его на выпуск более современных автомобилей; не допустить тем самым обрушение АвтоВАЗа как градообразующего предприятия и, соответственно, гибели города Тольятти; не допустить ухудшения криминальной и экономической ситуации в регионе.

Получается, что изначально воз тянулся в разные стороны. Французы беспокоились о прибылях своих акционеров, новый рынок для своей продукции искали, возможность приблизить максимально производство к потребителю, избежав тем самых накладных расходов. А правительство надеялось, что они вытащат АвтоВАЗ за уши из того серьезного экономического положения, в котором он оказался.

— Но хоть какие-то плоды это сотрудничество принесло российской стороне?

— Работы ведутся. Была сделана заявка на то, чтобы в ближайшее время на ВАЗе выпускать автомобили на платформе Reno, этих моделей будет несколько. Предполагается, что они покроют собой ту часть рынка, которую занимают модели самого АвтоВАЗа. И более того, комплектующие и оборудование для этих моделей должны производиться на заводах, которые тесно связаны с АвтоВАЗом и располагаются в Тольятти в том числе. Но те машины, которые сейчас есть у АвтоВАЗа, продаются плохо. Летом был очередной кризис перепроизводства, когда площадки стояли, забитые автомобилями.

Да, летом этого года была информация о том, что АвтоВАЗ резко сократил производство автомобилей…

— Как правило, говорят, что это летний спад продаж, все разъехались по отпускам. Отчасти это действительно так, но ведь иностранные автомобили летом тоже продавались хорошо. Может, чуть похуже, чем в другие сезоны, но в адекватных рамках в отличие от АвтоВАЗа.

АвтоВАЗ же не может продать свои автомобили, он не может рассчитаться со своими поставщиками, которые производят комплектующие. И в этой ситуации завод опять-таки находится в очень сложном периоде своей жизни.

— Как вы считаете, какая судьба ждет АвтоВАЗ? Сможет ли руководство отечественного автопроизводителя вывести компанию из кризиса?

— Я не знаю, как в дальнейшем сложится судьба АвтоВАЗа, потому что наше правительство, понятное дело, не даст умереть оплоту советского автомобилестроения, который мог бы стать оплотом российского автомобилестроения. А, может, еще станет. Не исключено, что у меня нет информации, но на самом деле готовятся какие-то грандиозные планы по возрождению завода.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить