Санкции не повлияли на сотрудничество США и России в космической сфере

Космос ставит США в неловкое положение

Россия и США договорились о поставке российских ракетных двигателей РД-181 на миллиард долларов, несмотря на санкции. По сути, США признали, что их космическая программа под угрозой из-за собственных же санкций в отношении России. То есть космос они без нас осваивать не могут. Насколько реально продолжение сотрудничества с США в космической сфере?

Насколько реально продолжение сотрудничества с США в космической сфере? И могут ли компании США найти такие обходы собственных санкций и в других сферах?

Для начала назовем "героев" ситуации поименно: российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" и американская Orbital Sciences Corporation заключили контракт на поставку двигателей РД-181, его подписали главы российской и американской компаний - Владимир Солнцев и Дэвид Томпсон. Всего Россия поставит в США 60 двигателей РД-181.

При этом в "Энергии" отмечают, что двигатель РД-181 разработан специально для использования на ракете-носителе ANTARES, его использование позволит доставлять на МКС и низкие орбиты значительно больше полезной нагрузки. Составленный по всем юридическим канонам контракт предусматривает ограничения на использование РД-181 в военных целях. В сумму контракта входит не только стоимость двигателя, но и целый набор услуг: летная подготовка, инсталляция двигателя на ракету, проведение испытаний. То есть контракт ориентирован на сотрудничество в течение минимум 15-25 лет.

Санкции США космическое сотрудничество с Россией не затронули

"Политика политикой, а деньги деньгами, и, естественно, Соединенные Штаты никогда ничего не сделают во вред себе, во вред собственным интересам, — рассказал в интервью Pravda.Ru председатель комитета Государственной думы по промышленности Сергей Собко. — Это не новость сегодняшнего дня. С того момента, когда только слово санкции возникло, тогда уже были оговорки, что санкции действуют на отношения между Соединенными Штатами и Россией, за исключением космической отрасли.

Потому что американцы прекрасно понимают, что пока у них их проект освоения новой ракеты, которая может поставлять грузы и космонавтов на орбитальную станцию, еще в далекой перспективе. Если сейчас они, допустим, прекратили бы сотрудничество в этой области, то и освоение космоса пришлось бы приостановить. То есть они начали бы отставать. Что касается российской стороны, то мы же не инициировали никакие санкции и не стремимся обострять ситуацию".

Эксперт считает, что надо сотрудничать и работать и надо делать все возможное, чтобы потихонечку напряжение спадало, но не меняя, конечно, свои позиции по принципиальным вопросам. Это вполне нормальная позиция РФ — если наша продукция конкурентоспособна, она пользуется спросом. Дальние двигатели, действительно, используются для ракет, которые выводят полезную нагрузку на орбиты ближнего космоса, то есть это двигатели для гражданских ракет.

Это все делается на основании международных соглашений. Поэтому наша сторона постоянно говорит, что санкции ни к чему хорошему не приводят. Тем более для европейцев эта ситуация не менее болезненна, чем для России. И если бы не было бы юго-востока Украины, не было бы, допустим, Крыма, нашелся бы другой повод для того, чтобы можно было бы ослабить экономику России — потому что наша страна стала проявлять свою независимую позицию.

А параллельно с этим и своего экономического конкурента — Евросоюз, санкциями этими точно так же Америка ослабляет. Это многоходовая такая игра… Вот то, что у нас самих идет слабая диверсификация экономики, — это проблема значительно более серьезная, нежели торговля с Америкой двигателями космических ракет!"

Читайте также:

Хитрый способ обойти санкции Запада

США строят батут для прыжков в космос

Космос не отпустит Россию от США еще много лет

"Это было вполне ожидаемо, поскольку освоение производства двигателей занимает годы, — прокомментировал ситуацию в интервью Pravda.Ru заведующий отделом Института космических исследований РАН, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, член Союза журналистов России Юрий Зайцев. — С двигателями РД-180 у них все нормально, запасов хватит до 2019 года. А что касается нового, 181, то, начиная с ноля, они потратят много времени, много денег, и вряд ли что у них получится. Поэтому закономерно, что они захотят закупать у нас эти двигатели".

Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, насколько реально продолжение сотрудничества с США в космической сфере?

"Мы все заинтересованы в развитии сотрудничества, и сейчас в части науки оно продолжается, они используют наши приборы, разработанные НАСО, в поисках воды на Луне, на Марсе. Я думаю, что оно будет продолжаться", — ответил Юрий Зайцев.

А вот какое мнение в прессе высказал эксперт в области средств выведения, редактор российского журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев: "Это накладывает очень серьезные обязательства на нашу сторону и ставит американцев в неловкое положение. Потому что их существующие законы или прямо запрещают устанавливать иностранное оборудование на системы такого типа, либо заставляют американскую фирму обеспечить полное воспроизведение данного двигателя в таких случаях, как невозможность поставок".

При этом, имея возможности самостоятельно воспроизводить двигатели на своей территории, американцы не торопятся это делать, потому что это им невыгодно экономически…

Читайте также:

В США пробуют изобрести свой "Союз"

Запад переоценивает эффект от своих санкций

В космосе у США нет политики, нет санкций - есть только бизнес

Теперь немного технических подробностей. РД-181 будут использоваться на первой ступени ракеты Antares, производимой Orbital Sciences. До сих пор ракеты Antares комплектовались двигателями AJ-26, сделанными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР.

Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, она досталась компании Aerojet по миллиону долларов за штуку.

Американцы адаптировали их под свою ракету, в результате появился модифицированный двигатель AJ-26, пишут "Известия". Авария со взрывом ракеты Antares на старте, случившаяся в конце октября прошлого года, возможно, произошла именно из-за двигателя AJ-26 — эта версия рассматривается в качестве основной.

После взрыва Antares с AJ-26 больше не полетит, однако переговоры об использовании в составе ракеты РД-181 начались задолго до аварии. Более того, до аварии уже были подведены итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО "Энергомаш".

Американцы не хотят разрывать цепочку пусков ANTARES, в том числе и для снабжения МКС! Необходимость выполнения программы пусков ракет-носителей, а также удобство для США использования уже готовых двигателей позволит продолжать сотрудничество между Россией и США еще долгие годы — к такому однозначному и весьма конкретному выводу приходят практически все эксперты, высказывающиеся в эти дни в СМИ.

В общем, краткое резюме на основе расхожего русского выражения: санкции санкциями, но американской астронавтике кушать хочется всегда.

Читайте также:

Бумеранг санкций: заплатит Европа

Дмитрий Абзалов: Оплот санкций падет в марте

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить