Купите себе немного качества

"Раньше в магазинах ничего не было, и покупать было нечего, а теперь есть все, но покупать все равно нечего", — сетуют наши сограждане, ностальгируя по СССР. Увы, полные разнообразных продуктов полки российских магазинов оставляют невозможным найти качественный товар. Решить проблему мог бы знак качества "Сделано в России", если бы не одно "но"…

Замечательную идею предложил минпромторг — вернуть в России "знак качества", прародитель которого существовал в советском прошлом. Правда, в условиях нынешней рыночной экономики у знака качества, на котором будет написано "Сделано в России", появится отличительная черта, а именно цена. Платными будут, как пояснили в министерстве, лабораторные исследования, в ходе которых товар должен проверяться на качество. Вот только остается большим вопросом, будут ли иметь место такие исследования, или производители приспособятся просто покупать логотип и помещать его на упаковку произведенного товара, как рекламу или очередную маркетинговую уловку.

Так, например, сегодня на кремах пишут, якобы они одобрены различными ассоциациями дерматологов, косметологов или других представителей соответствующих профессий. Однако вряд ли для кого-то станет открытием, что такие "знаки качества" имеют определенную рыночную цену, а лабораторий для проведения тех самых исследований качества, подобные ассоциации иной раз даже не имеют.

Так, например, пользователь ЖЖ ivbespalov пишет "Мы тут не дети, прекрасно знаем, как даются премии "народная марка", сертификаты "экологически чистый продукт", знаки качества "московское качество XXI века" и т. п."

А по мнению юзера leon_rumata, знаки качества перестали осуществлять контрольную функцию и стали терять доверие еще до перехода российской экономики на рыночные рельсы: "Не секрет, что не все советские товары были столь уж высококачественны, при этом не знаю, какую роль в этом играли ГОСТы, а какую — их несоблюдение. В позднесоветское время, помню, уже даже "Знак качества" был не всегда знаком качества товара, а часто пустым, выродившимся символом, как и многое в позднем СССР…".

Однако для многих и сейчас посыл к советскому качеству является определенным критерием при покупке продуктов. Сможет ли знак "Сделано в России" (который, понятное дело, придуман в значительной степени для того, чтобы продвигать отечественный товар за рубежом, на рынках членов Таможенного союза и ВТО) завоевать доверие наших сограждан, тем более в условиях общей осведомленности о продажности всевозможных сертификатов? Станет ли этот знак гарантом качества?

"То, что будет гарантом качества — да, только надо критерии посмотреть, какие минпромторг вводит, потому что если это будет продаваться, то я боюсь, что критерии могут уйти на второй план, — поделился мнением с "Правдой.Ру" глава комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский, — Так что надо критерии оценки знака качества продуктов посмотреть, что они вкладывают в это понятие. И, соответственно, уже потом надо будет решать, каким образцам его присваивать. Так что идея хорошая, но надо сделать так, чтобы она заработала. И заработала не за деньги, я считаю".

В свою очередь представитель от предпринимательства, председатель совета директоров компании "Дымов" Вадим Дымов считает неправильным не только платную систему получения сертификата качества, но и создание таких гарантов в принципе.

"Я думаю, что если эта награда исходит от министерства, то вряд ли она должна быть оплачиваемой. Я уж думаю, что на награду средств из федерального бюджета хватит. Станет ли этот знак гарантом качества, зависит от минпромторга, какие критерии они выставляют, учреждая этот знак, — сказал бизнесмен, подчеркнув, что россияне в принципе должны сами уметь отличать хорошие продуты, — Потребителю надо лучше разбираться в продуктах, на мой взгляд, доверять брендам. К сожалению, никто при современной рыночной экономике ничего не гарантирует, поэтому люди должны сами разбираться, читать этикетки, знать, кто производитель, что он производит, из чего он это делает. Тут только так. Государство никак не должно вмешиваться. Я считаю, что это лишнее".

Меж тем, председатель потребительской организации "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий считает, что нововведение минпромторга, даже с учетом повешенного на него ценника, вполне может заслужить доверие потребителей, если будет правильно воплощено в жизнь.

"Успех этого проекта будет зависеть от двух обстоятельств. Первое — это отбор образцов для проведения экспертизы на право присвоения этого знака "Сделано в России". Одно дело, если продукцию на экспертизу будут предоставлять сами производители, которые заинтересованы в результате, как это сейчас происходит при проведении процедуры обязательной и добровольной сертификации. Они специально изготавливают для этих целей образец товара, сдают его на исследования, получают протокол испытаний, а потом запускают в серию совершенно другой товар с измененными свойствами, естественно, в сторону удешевления. — рассказывает Вишневецкий, — Если, например, товары будут закупаться минпромторгом или уполномоченной им организацией в торговой сети, то это уже больше будет внушать доверие. Следующий вопрос — это проведение институционного контроля в течение срока жизни этого товара. Минпромторг заявляет, что знак будет обновляться через два-три года. Но два-три года — это очень большой срок. И, например, для меня как потребителя, было бы очень убедительно, если бы минпромторг ввел бы процедуры ежегодного инспекционного контроля за соответствием этого товара его знаку".

При этом эксперт не видит ничего предосудительного в том, что с производителей за проведение исследований будет взиматься некоторая сумма денег. "Конечно, все процедуры оценки стоят денег и поэтому в то, что изготовителям придется заплатить, я ничего не вижу предосудительного. Но, как вы правильно заметили, за деньги можно проводить только исследования, но не продавать сам знак, то есть если будет создана какая-то коммерческая служба по продаже этого знака, конечно, этот знак не будет пользоваться авторитетом у потребителей. Хотя сами испытания не могут быть бесплатными. Это затратный механизм, это тоже нужно понимать. Поэтому то, что минпромторг будет брать деньги — это не является проблемой, главной, чтобы они проводили за эти деньги испытания, объективные испытания, а не продавали знак направо и налево всем желающим за небольшую сумму денег, — подчеркивает Вишневецкий, — Вот если это будет проводиться, тогда доверие будет к этому знаку у потребителей значительное. Если нет, тогда, конечно, доверия не будет и, как вы правильно сказали, это будет чистый PR, только PR самого минпромторга, изготовителей, который не подкреплен какими-то объективными данными".

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить