По инициативе Министерства транспорта России билеты на поезда дальнего следования теперь нельзя будет вернуть. По крайней мере, часть из них. Ведомство предложило ввести соответствующие поправки в "Устав железнодорожного транспорта". Их проект опубликован на официальном интернет-сайте Минтранса. Предложение сразу же вызвало неоднозначную реакцию.
Министерство хочет разрешить продажу невозвратных, но более дешевых по сравнению со стандартными билетов в нерегулируемом сегменте (купе, СВ и люкс). В настоящий момент, согласно действующему законодательству, пассажир при возврате неиспользованного билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда имеет право получить обратно полную стоимость проезда. В промежутке от восьми до двух часов до отправления поезда — право получить обратно стоимость проезда во всех типах вагонов, кроме плацкартных, и 50 процентов стоимости плацкарты. Менее чем за два часа до отправления поезда стоимость билета в плацкарты не возвращается.
Читайте также: Салоны связи в Москве будут продавать билеты на транспорт
В соответствии с предлагаемыми поправками, до 50 процентов билетов на поезда дальнего следования могут стать невозвратными. То есть приобретенные проездные документы нельзя будет сдать без уважительной причины. При принятии проекта федерального закона положение о невозвратных тарифах не будет распространяться на случаи отмены поезда и при уведомлении до отправления поезда о болезни пассажира, сообщает Российская газета.
Основным отличием невозвратных билетов от стандартных для пассажиров, конечно, станет цена. Ведь в настоящее время стоимость всех билетов на поезд включает риск убытков от их возврата, что увеличивает стоимость перевозки для всех пассажиров. При их исключении цена проездного документа естественно понизится. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту. По мнению чиновников, предлагаемая мера сможет увеличить привлекательность железнодорожного транспорта для пассажиров, так как вызовет у них экономический интерес.
Однако аналитики полагают, что данная инициатива будет выгодна все же РЖД. Все купленные билеты уже будут записывать в выручку, и это фактически обеспечит рост продаж билетов. При этом специалисты отмечают, что такая мера довольно непопулярна, и ее применение — не самый эффективный способ стимулирования продаж, потому что введение невозвратных билетов очень сильно влияет на количество покупаемых проездных документов. То есть люди просто не будут покупать их заранее, а станут планировать свое время так, чтобы купить билет непосредственно перед поездкой. В данном случае такие клиенты могут быть утеряны РЖД. Таким образом, на практике мера в конечном итоге приведет к снижению числа продаваемых билетов. Поэтому сложно предположить, насколько она в конечной перспективе сможет оправдать ожидания компании. Возможно, мера просто приведет к путанице и неразберихе. Ведь если сейчас пассажиры приобретают проездные документы, условно, за две недели, то после введения в действие инициативы Минтранса станут пытаться купить их за день. При этом, разумеется, билетов на таком сроке им может попросту не достаться, и РЖД фактически получит упущенного клиента.
Хотя введение невозвратных билетов наравне с возвратными, по мнению аналитиков, — это положительный момент. Оно поспособствует появлению определенной альтернативы, ведь невозвратные билеты дешевле. Люди смогут выбрать, например, между плацкартным и невозвратным билетом. Такая мера максимально повысит эффективность компании. Однако, насколько мера будет пользоваться спросом, опять же, трудно сказать заранее. В принципе — это шаг к либерализации компании. Главное, чтобы мера не стала единственной нормой. Ведь у РЖД в России большая монополия, и, если компания почувствует, что невозвратные билеты ей выгодны и оставит только их, это крайне негативно отразится на потребителях.
Читайте также: Минтранс хочет удешевить местные авиаперевозки
Напомним, что в июне текущего года подобная мера была принята в сфере авиаперевозок. У пассажиров появилась возможность наравне с возвратными покупать более дешевые невозвратные билеты на рейсы. Принятие такого положения вызвало в то время множество споров между его сторонниками и противниками. Первые указывали на то, что введение возможности покупки пассажирами невозвратных авиабилетов улучшит конкурентное положение отечественных авиакомпаний, поскольку западные такую услугу предлагают. Противники прогнозировали возникновение законодательной путаницы, так как принятие подобного положения, по их мнению, фактически противоречит закону "О защите прав потребителей". Данный закон позволяет гражданам сдавать приобретенный билет, и введение запретительной нормы привело бы к правовой неопределенности. Ведь закон "О защите прав потребителей" имеет более высокую юридическую силу, и при обращении в суд граждан, не сумевших вернуть невозвратный билет, суд должен был бы принять решение в их пользу. Однако, несмотря на все опасения, норма успешно действует до сих пор. Возможно, аналогичная железнодорожная норма будет действовать не менее успешно.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.