Архангельская школа звонарей: во все колокола!

Архангельская школа звонарей – одна из самых известных в России, где обучают древнему искусству. В старину во время эпидемий били в колокола, и болезнь отступала. Позднее даже пытались придумать этому научное объяснение: мол, инфразвук убивает микробы. Но только ли в этом дело? И как узнать все секреты колокольные?

-- История школы началась в 1975 году в музее “Малые Корелы”, - рассказывает директор работающего совместно с Архангельской школой звонарей Центра колокольного искусства Григорий Сальников. – Создавали ее энтузиасты. Но в те времена власть с подозрением смотрела на все, что можно было назвать пропагандой религии. Поэтому приходилось маскироваться. Якобы речь шла просто о сборе и возрождении фольклора. Что частушки, что игра на ложках, что колокольный звон – какая, мол, разница? Сотрудники музея ездили по деревням, собирали старые звоны.

А вместе с ними – и сами колокола. Атеистическая власть прошлась когда-то по церквям железной метлой. Самый большой колокол, который имеется сейчас в распоряжении школы, ее основатель (ныне уже, к сожалению, покойный) Иван Данилов нашел… в реке Онеге. Колокол весом 524 килограмма был почти затянут илом. Обычно на колоколах писали название храма, для которого их отливали. На этом названия церкви не было, так что невозможно узнать, с какой колокольни его сбросили когда-то энтузиасты-комсомольцы. Зато легко читалось имя мастера и время отливки. Он принадлежал XVIII веку… Другие колокола собирали также по деревням. Что-то обнаружилось в фондах музея.

За тридцать лет в школе было обучено около тысячи звонарей! Сначала учили, не афишируя это, но положение изменилось после празднования 1000-летия Крещения Руси. Церковь и церковное искусство были полностью легализованы. И началась слава школы. Благодаря работе архангельских звонарей, обрели свой голос звонницы таких храмов, как Собор Василия блаженного в столице, Петропавловский Собор в Санкт-Петербурге, были восстановлены звоны в Луцке, Суздале, Ростове Великом, Борисоглебске, Иркутске, Новгороде, Смоленске, Воронеже, Ярославле, других городах и регионах России, включая Соловки.

Собирают ли старинные звоны еще? Да все, уже, пожалуй, что можно было, собрано, вздыхает Сальников… Кстати, сейчас уже точно не известно, как именно звучал знаменитый “малиновый” звон и откуда он появился в России. Говорят, его вывез из Европы Петр Великий, услышав в бельгийском городе Малин. Какая-то часть нашего исторического наследия после безумных лет богоборчества оказалась, к сожалению, утрачена безвозвратно.

При школе образовался Архангельский центр колокольного искусства, который, в частности, занимается подвеской колоколов (именно его специалисты приезжали в Нарьян-Мар, чтобы свой “голос” обрел и храм в Ненецком автономном округе). Работникам центра приходилось решать и очень сложные технические задачи. Ими разработана система, позволяющая звонить сразу в три десятка колоколов!

Самый массивный колокол, который приходилось подвешивать коллегам Сальникова, весил 7 тонн. Автору этих строк приходилось бывать на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. Там в самый большой колокол весом в 72 тонны, могут ударить лишь четыре человека, одновременно взявшиеся за веревки. Но Сальников полагает, что если бы там были использованы методики Архангельского Центра, то управиться с ним мог бы и ребенок.

Надо сказать, что звонов известно великое множество. При этом обычной нотной грамотой их записать не возможно. Ведь колокол поет множеством тонов одновременно. Раньше звоны передавались из поколения в поколение. Сегодня на помощь людям пришла техника. На фирме “Мелодия” у Центра вышли в свет две грампластинки (последний выпуск издавался дважды) и была сделана запись двух компакт-дисков колокольных звонов, в Санкт-Петербурге также были выпущены пластинка и компакт.

На них записаны и так называемые “авторские” звоны, которые созданы музыкантами Центра. А еще более интересной формой обучения оказалась специальная компьютерная программа, которую любой желающий может бесплатно скачать с сайта www.kolokola.ru – специально разработанная для того, чтобы звонари могли овладевать своим искусством дистанционно, даже находясь от школы в отдалении на тысячи километров…

Сегодня в Архангельской школе звонарей уже второе поколение преподавателей. Из “корифеев” остался Андрей Дьячков, имеющий 12 лет стажа работы звонарем.

Куда на колокольне смотрит звонарь? Григорий Сальников говорит, что обычно лицо обращено к людям, идущим в храм. Но еще оно смотрит с высоты в вечное небо, с которым в первую очередь и ведет он беседу, ударяя в бронзовые бока.

Читай те также: НОВОСТИ АРХАНГЕЛЬСКА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить