Заложен первый камень будущего аэропорта "Южный" на Дону

Ростов станет важнейшим транспортным узлом юга

Состоялась закладка первого камня будущего аэропорта "Южный" в Ростовской области. По утверждению министра транспорта РФ Максима Соколова, строительство нового аэропортового комплекса, отвечающего всем современным техническим требованиям, является знаковым событием для развития всей транспортной системы страны. Почему "Южный" так важен для России? Pravda.Ru разбиралась в вопросе вместе с федеральными экспертами.

Проект "Строительство аэропортового комплекса "Южный" признан в Ростовской области приоритетным. Новый аэропорт имеет стратегическое значение. Кроме того, что город-миллионник получит абсолютно новый, современный авиакомплекс, появление на карте Ростовской области "Южного" даст толчок для развития сети автодорог, новых транспортных развязок. В успехе развития авиабизнеса тоже нет сомнений. И тому — несколько причин. Во-первых, есть базовый спрос на авиаперевозки, во-вторых, уже есть и базовый авиаперевозчик.

Участниками проекта выступили министерство транспорта России, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), правительство Ростовской области, управляющая компания "Аэропорты Регионов" (крупнейший аэропортовый холдинг России, стратегическим инвестором которого является Группа компаний "Ренова"). Финансирование проекта, стоимость которого составляет более 37 миллиарда рублей, осуществляется из трех источников: федеральный, областной бюджеты и средства инвестора. Проект включен в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)" и в "Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу". Кстати, аэропорт "Южный" — это проект, который будет реализовываться по технологии "гринфилд" (новый аэропорт должен стать первым подобным объектом за последние 23 года, реализуемым в России полностью с нуля).

То, что начало строительства аэропорта "Южный" под Ростовом — событие, важнейшее непосредственно не только для южного региона страны, но и для всей России — уже аксиома. Аэропорт входит в федеральную программу развития транспортной системы России и потребует 18 миллиардов рублей государственного финансирования только из федерального бюджета. Технические параметры проекта подтверждают мысль министра — на первом этапе аэропортовый комплекс позволит обслуживать пять миллионов пассажиров. Взлетно-посадочная полоса длиной 3,6 километра будет принимать все типы современных воздушных судов. Сейчас расположенный в черте города ростовский аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 километра, городская застройка вокруг не дает возможности провести масштабную модернизацию.

Читайте также: Как на Дону помогают беженцам с Украины

"Аэропортовый комплекс станет новой "точкой роста" для Ростовской агломерации, — рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев. — Она получит мощный импульс на несколько десятилетий вперед. Конкретно для жителей это означает повышение комфортности среды и значительное увеличение числа рабочих мест. Аэропорт "Южный" — это не только новый транспортный комплекс, но и новая точка роста Ростовской области — новые рабочие места, новые инвестиционные проекты, новое качество услуг".

Ростов станет важнейшим транспортным узлом Юга. 303981.jpeg

Василий Голубев отметил также, что вблизи "Южного" уже планируется построить один из семи российских международных логистических терминалов почтовой связи стоимостью 3,7 миллиарда рублей.

Компания Виктора Вексельберга — ГК "Ренова" — планирует вложить в "Южный" 16 миллиардов. "Этот проект очень многообещающий с точки зрения инвестиций, — заявил г-н Вексельберг в Ростове. — Несмотря на сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, мы выражаем полную уверенность в целесообразности и эффективности такого рода инвестиций. Мы верим в долгосрочные перспективы и в то, что проект будет выгодным". Виктор Вексельберг не преминул подчеркнуть, что проект потребует очень большой координации усилий как региональных, так и федеральных властей.

"В данной ситуации мы ориентируемся в своих действиях на наших южных и юго-восточных партнеров, и создание такого аэропорта, объекта транспортной инфраструктуры в Ростовской области — это действительно знаковое мероприятие, — рассказал в интервью Pravda.Ru депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов. — Это будет достаточно серьезный транспортный форпост, который будет связывать РФ и наших ближайших партнеров, с которыми у нас за последние годы налаживаются достаточно хорошие отношения, с теми, кто является сейчас нашими основными стратегическими союзниками, особенно, учитывая ту геополитическую составляющую, которая у нас есть на сегодняшний момент на карте мира.

Читайте также: Донские продукты заменят импорт

Я прекрасно понимаю, что будут участвовать не только деньги регионального и федерального бюджета, но и, скорей всего, частные инвестиции — это будет происходить и в рамках перспективного государственно-частного партнерства. Любой аэропорт такого рода — он никогда не являлся и не будет являться убыточным, поэтому абсолютно очевидно, что это будет в любом случае и для региона прибыльный проект. В данной ситуации, я считаю, что все-таки оптимально, чтобы здесь участвовало, помимо бюджетных денег, в части, касающейся каких-то элементов работ, и деньги частного капитала. И санкции Запада тут абсолютно не помешают. Я более чем уверен, что этот проект не будут сворачивать и он будет реализовываться, это бесспорно. Это очень важный проект для всей России, а не только для Ростовской области!"

"Ростов — это крупный город юга России, сильный транспортный узел сам по себе, это центр федерального округа, — считает главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт по авиационному транспорту комитета по транспорту Государственной думы Роман Гусаров, который высказал свое мнение в беседе с корреспондентом Pravda.Ru. — И, конечно, он заслуживает того, чтобы иметь большой, современный аэропорт с учетом потенциала развития пассажирских перевозок региона. А самое главное — в России необходимо иметь очень мощный развитый южный хаб, южный транспортный узел. На сегодняшний день хабом в России является только Москва. То есть, это такой транзитный узел и все летают через Москву.

Понятно, Москва задыхается, и, наверное, не всегда, с точки зрения даже экономики, целесообразно лететь через Москву. Поэтому есть такие представления, что нужно развивать еще один хаб на севере, аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге, и на юге России. Ростов на юге мог бы помимо собственного трафика еще и обеспечивать немалый транзит, пассажиропоток, разлет по многим странам — и Южной Европы, и Ближнего Востока, Средиземноморья. Вот поэтому это дело перспективное.

По мнению эксперта, развитие аэропортов, аэродромной инфраструктуры — это, конечно, прерогатива государства. Частный бизнес обычно привлекается только для создания пассажирской инфраструктуры — для строительства пассажирских терминалов, гостиниц, парковок, всей сервисной службы, которая позволит обслуживать пассажиров. А государство отвечает за строительство взлетно-посадочных полос, установку навигационного, светосигнального оборудования и так далее. И тут важным будет как раз сотрудничество региональных властей Ростовской области с федеральными органами, добавил Роман Гусаров. А в Ростовской области такое эффективное сотрудничество уже налажено благодаря государственническому подходу регионального правительства.

Читайте также: На Дону развивают образование и заботятся о здоровье

Строительство аэропортового комплекса "Южный" завершится к IV кварталу 2017 года — до Чемпионата мира по футболу 2018 года. Аэропорт будет иметь модульный характер с возможностью увеличивать его пропускную способность в зависимости от роста пассажиропотока. Между тем проект еще ждет своего генподрядчика — соответствующий конкурс будет объявлен до конца нынешнего года.

Ну и в заключение несколько слов о параметрах и месторасположении этого регионального проекта поистине всероссийского, глобального масштаба. Адрес прописки "Южного" — Аксайский район, в 29-ти километрах от Ростова-на-Дону, вблизи с трассой М-4 и станицей Грушевской. Именно здесь разместится международный аэропорт. Преимущества нового комплекса очевидны: взлетно-посадочная полоса длиной 3600 метров позволит принимать все типы современных магистральных воздушных судов, возможность строительства второй параллельной ВПП, благоприятное расположение по отношению к воздушным трассам, выполнение посадки и взлетов исключительно над нежилыми кварталами. Планируемый объем перевозок пассажиров составит на первом этапе 5-8 миллионов человек (с увеличением до 12 миллионов) и 50-70 тысяч тонн грузов.

Эксперты считают, что "Южный" будет обслуживать не только базовый пассажиропоток региона и Южного Федерального округа, но в перспективе возьмет на себя часть объема потока московских аэропортов. Инфраструктура там уже работает на пределе, и через несколько лет аэропорты московского авиационного узла будут просто вынуждены "поделиться трафиком".

Пассажирский терминал площадью 50 тысяч квадратных метров также предусмотрен для расширения до 100 тысяч. Осенью прошлого года утвержден архитектурный облик аэровокзала, который, пожалуй, будет самым современным и оригинальным среди аэропортов России. Автором концепции стала британская компания Twelve Architects, выигравшая конкурс. Еще в процессе его проведения, члены жюри однозначно высказали мнение, что предложенная британцами концепция арочного "Моста в небо" ("Skybridge") — экспрессивна, дерзка и креативна. По задумке авторов идеи, трехэтажный терминал будет состоять из аэровокзала и протяженной посадочной галереи со стороны перрона, девяти телетрапов, десяти выходов к перронным автобусам, эскалаторы и лифты, перед терминалом — зона отдыха с водными объектами.

Проектирование выполнила немецкая компания "Ассманн". Наземная инфраструктура включает в себя полный комплекс необходимого для обслуживания пассажиров и авиакомпаний нового аэропортового комплекса. Помимо пассажирского терминала — это грузовой терминал, цех бортового питания, топливо-заправочный комплекс, склады, ремонтные мастерские, парковка и многое другое.

Планы грандиозные, и остается только пожелать Ростовской области, чтобы они реализовались успешно и в срок.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе