В России возрождается интерес к русской народной музыке, появляется все больше фолк-исполнителей. В гостях у Pravda.Ru побывал дирижер и художественный руководитель шоу-оркестра "Русский стиль" Дмитрий Калинин. Оркестр, состоящий в основном из народных инструментов, играет все — классику, джаз, "Калинку-Малинку", Майкла Джексона, рок-баллады.
15 мая 2015 года в "Крокус Сити Холле" шоу-оркестр "Русский Cтиль" выступит с новой программой Folk the Rock: фолк-версии мировых хитов Muse, Bon Jovi, Nirvana, The Prodigy, Blur, Майкла Джексона, Адель на народных инструментах в собственном оригинальном звучании.
Новую зрелищную программу ставит режиссер Кирилл Сбитнев. В шоу объединяется игра на народных инструментах, шедевры рок-классики и театральный перформанс. Музыканты танцуют, переодеваются на сцене, показывают трюки. Будут дирижер на самокате, балет, безогневая пиротехника, яркий видеоряд и интерактив со зрителями.
В составе оркестра более 20 молодых талантливых артистов. Сердце оркестра — балалайка. В оркестре "Русский стиль" есть аж пять видов балалайки: есть даже электробалалайка и балалайка-контрабас. Классический состав музыкантов дополнен перкуссией и ударной установкой, что придает ритм и драйв рок-хитам.
— Дмитрий, ваш коллектив исполняет буквально все, начиная с русской и зарубежной классики и заканчивая различными хитами. Есть все-таки какие-то произведения, которые нельзя сыграть на русских народных инструментах?
— На русских народных инструментах можно сыграть любую музыку, абсолютно любую. Мы не играем музыку, которая звучала бы неубедительно и немножко не в стиле. Музыка, которая все-таки предназначалась в первую очередь для академических симфонических инструментов, мы не включаем в программу. Хотя у нас есть такая программа, где мы играем Баха и Моцарта.
Но опять же, можно играть не все. Например, некоторые симфонии Бетховена я бы не стал играть, ну и еще какие-то композиции, с обладателями которых у нас еще нет договорных отношений об авторском праве.
— Понятно. А как духовная музыка вписывается в ваш репертуар?
— Замечательно. Музыку Чеснокова прекрасно можно исполнить с хором, у нас уже был один такой подобный опыт. Мы играли вместе с замечательным хором Бориса Тараканова кантату Сергея Строкина "Дороги русские".
— Джаз играете? Он у вас хорошо получается?
- Да, конечно. Джаз очень здорово звучит на наших инструментах. В Театре Эстрады в прошлом году был сольный концерт нашего коллектива. Там мы играли композиции джаз-буги "Полет шмеля" Римского-Корсакова, но в джазовом варианте. Также играли композицию "Перевоз Дуня держала" — джазовую интерпретацию русской народной песни. На YouTube можно послушать, здорово звучит.
— Как вообще возникла идея создания такого коллектива? Когда он возник? Как развивался?
— Наш коллектив молодой. Исполнился год, как мы играем такие оригинальные версии зарубежной музыки. А так нам — два года. До этого мы играли только академическую музыку. Изначально я исполнитель на балалайке. У меня образование — академия имени Гнесиных, аспирантура академии. И в какой-то момент я просто начал ощущать, что мне не хватает уже чего-то, балалайку я уже вдоль и поперек изучил, стал лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов.
Мой взор обратился в сторону дирижирования. Я поступил в консерваторию к профессору Владимиру Александровичу Понкину.
Потом начал выступать со своим коллективом, который состоял из моих единомышленников — коллег-народников, исполнителей на балалайках, домбрах, баянах, гуслях.
Это стало получаться очень здорово и мы решили уже серьезно выйти на эстраду с проектом, который играет известные обработки популярной зарубежной музыки, разные другие программы — и русские народные, и классические. Мы не отказываемся от русской академической программы.
Например, в Тверской филармонии в конце прошлого сезона исполняли свиридовскую "Метель" по повести Пушкина. Но мы нашли параллельное движение, которое действительно очень убедительно и интересно звучит.
Произошло это так. На одной из репетиций наши ребята импровизировали и стали играть известную композицию группы Aerosmith I Don't Want to Miss a Thing. Я удивился, потому что это было очень здорово. Потом мы как-то подумали создать программу из таких известных зарубежных композиций. Действительно зазвучало ярко и интересно. Ребята сами вдохновились. И я вижу их реакцию, их энергию.
Мы решили сделать шоу, проект, в котором мы двигаемся, танцуем, шутим. У нас очень интересно это все получается. У нас — настоящее театральное действо, мизансцена на сцене. Мы стали это развивать. Наше первое выступление в Театре Эстраде показало, что это очень успешно, очень интересно. Овации и много замечательных отзывов.
— А были какие-то случаи, как в "Место встречи изменить нельзя", когда кто-то подошел и спросил: а "Мурку" можете?
— Нет, такого не было. Мы сами удивляем публику, можем вдруг соединить "Мизерлоу", которая звучала в "Криминальном чтиве", и вплести туда, например, русскую народную песню "Калинку". Мы можем, например, в "Дженни" Майкла Джексона включить "Коробейники", например. Это неожиданно, эффектно и очень гармонично получается, даже удивительно насколько гармонично.
— Как правило, это экспромты или это хорошо отрепетированные вещи?
- Что касается музыки, партитуры и нот, то это, конечно, отрепетировано. Потому что солист или дуэт может импровизировать, а когда оркестр — не каждый может импровизировать, только в рамках какого-то определенного участка, когда есть время, допустим, вот с этой цифры по эту цифру. Тут, конечно, импровизация идет. Флейтистка импровизирует, контрабасист — замечательный импровизатор. У нас есть балалайка-контрабас, такая огромная-огромная-огромная балалайка, которая устанавливается на пол. Наш контрабасист с этим инструментом творит настоящие чудеса.
— Ведь существуют разные виды балалаек.
— Совершенно верно. 100 лет назад это нововведение произошло. Известный музыкальный деятель Василий Васильевич Андреев создал группы, так называемые семейства инструментов. Он создал балалайку-приму, секунду, альт, бас, контрабас по аналогии с симфоническим оркестром: скрипка, альт, виолончель, контрабас…
— Хорошие балалайки изготавливают мастера вручную?
— Да, есть такие мастера, как в скрипках. Они известны. Для нас Всеволод Родин делает замечательные авторские инструменты, очень качественные по своим звуковым характеристикам, которые не уступают никаким скрипкам, никаким виолончелям. Это недешевые инструменты, изготавливающиеся вручную. Замечательные инструменты и очень красивые.
— У вас уже большая аудитория? Вы ощущаете себя состоявшимся и востребованным коллективом?
- Пока еще аудитория не такая большая, как хотелось бы, но она постоянно растет. Например, в наших группах в "Фейсбуке" и "ВКонтакте" каждую неделю человек 100 прибавляется. Это как вирусная реклама — люди смотрят, заходят на сайт, в группы, им нравится, они делятся. У нас есть много единомышленников, много друзей.
Конечно, есть определенное финансирование. Мы нашли людей, которых смогли убедить, что проект интересный и перспективный. Это показывают многие концерты и реакция публики.
Сейчас в России возрождается патриотизм, действительно, много всего русского национального появляется у нас в обществе, начиная с меню в ресторане и заканчивая концертами, переполненными людьми, которые приходят на русские оркестры, ансамбли, песни, в Театр Бабкиной и так далее. Это действительно уже становится интересно на каком-то подсознательном уровне.
Сейчас многие режиссеры снимают патриотические фильмы. Больше появляется сюжетов о деревнях и малых городах, а не только о крупных магаполисах и столичной жизни.
За границей вообще всегда было очень популярно народное искусство. В Америке — это банджо, в Италии — мандолина, в Индии — ситара, в Японии — сямисэн. Японцы любят ходить в национальных костюмах, равно как и в Германии на Октоберфесте надевают национальные костюмы.
У нас этого пока еще нет, к сожалению. Костюмы мы народные не одеваем, не ходим по улице, но вот что касается музыки, культуры, то уже начинает этот интерес появляться.
— За рубеж вас уже приглашают?
- Да, европейские промоуторы выходят на нас, появляются приглашения. Мы рассматриваем вариант поехать в Эдинбург этим летом. Мы ездили уже во Францию, участвовали в большом грандиозном вечере, посвященном русской культуре, русской музыке в Puy du Fou. Это огромный парк развлечений, там — огромная арена. Представление фантастическое.
И вот там в вечере русской музыки с грандиозным спектаклем мы принимали участие. Нас и в России приглашают на открытие подобного парка под Серпуховом.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.