ЧТО СКАЗАЛ ТЭЛБОТТ О ЧЕЧЕНСКОЙ КАМПАНИИ. Оказывается, «преступность и коррупция являются частью мрачного наследия советских времен»

На прошлой неделе Строб Тэлботт много говорил о России, о ее чеченской операции. Сегодня мы, никак пока не комментируя предоставляем нашим читателям возможность ознакомиться с одним из его выступлений. Выводы предлагаем делать самим.

(Выступление в Комитете Палаты представителей по международным отношениям 19 октября 1999 года)

Проблемы, попавшие в центр внимания в последнее время, связаны с боевыми действиями, которые ведутся на Северном Кавказе. Прежде чем возник этот кризис, наше внимание было привлечено к целому ряду обвинений и разоблачений по поводу крупномасштабных финансовых нарушений и махинаций, в том числе обвинений в отмывании денег через американские банки.

Две эти проблемы, в первую очередь, представляют собой вызовы в адрес руководства и народа России. С другой стороны, они являются вызовами и для нас, и для наших основных зарубежных партнеров. Это так, потому что мы заинтересованы в полной интеграции России в сообщество демократических государств, частью которого мы являемся. Но это может произойти только в том случае, если Россия сможет решить свои проблемы, включая борьбу с терроризмом, этническими конфликтами, политическим экстремизмом, преступностью и коррупцией, соблюдая при этом международные нормы, что дало бы возможность нам и другим странам помогать ей в этом деле.

В этой связи позвольте мне отметить несколько моментов, связанных с нынешним конфликтом на Северном Кавказе. Чечня, Дагестан, Ингушетия — все эти республики относятся к Российской Федерации. Мы признаем международные границы России и ее обязательство по защите всех своих граждан от сепаратизма и действий, направленных против законных властей. Мы также признаем, что нынешняя вспышка насилия началась, когда базирующиеся в Чечне боевики пошли в наступление на Дагестан. Россию также сотрясли ужасные взрывы жилых домов в центральных районах страны, в том числе и в Москве. Российские власти все еще продолжают вести расследование этих трагических событий, и мы надеемся на то, что виновные предстанут перед правосудием.

В наших последних контактах с российским правительством — в частности, в многочисленных контактах госсекретаря Олбрайт с министром иностранных дел Ивановым, последние из которых состоялись не далее, как на прошлой неделе — мы подчеркиваем все эти моменты.

Одновременно мы высказываем и озабоченность по целому ряду пунктов:

Во-первых, распространение насилия в регионе противоречит интересам всех сторон, кроме тех, кто использует насилие в качестве средства достижения своих политических целей, в том числе сепаратистских;

Во-вторых, предыдущая война, которую вела Россия в Чечне в 1994-96 гг., показала, что данная проблема не имеет чисто военного решения, поэтому нужны активные и осмысленные усилия по привлечению региональных лидеров к политическому диалогу;

В-третьих, все стороны должны избегать неизбирательного или непропорционального применения силы, в результате которого могут пострадать мирные граждане;

В-четвертых, тот значительный прогресс, которого уже добилась Россия в становлении гражданского общества, инклюзивной демократии и законности, будет поставлен под угрозу, если будет позволено преследование граждан по этническому или религиозному признаку;

В-пятых, защищая свою территорию, Россия должна с особой тщательностью соблюдать принцип независимости и безопасности соседних государств, особенно Грузии и Азербайджана. Мы будем и дальше обращать внимание на эти пункты — в рамках публичных, частных, двусторонних и многосторонних контактов.

Мне бы хотелось более подробно обсудить эти пункты с вами сегодня, но прежде позвольте мне предложить общий контекст нашей дискуссии: наша политика должна, в первую очередь, обслуживать интересы национальной безопасности Соединенных Штатов, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Главный критерий, которым мы должны пользоваться изо дня в день и из года в год, вне зависимости от смены администраций, состоит в ответе на вопрос — повышается ли безопасность американского народа в результате проводимой нами политики. Политика, проводимая нынешней администрацией в отношении России, отвечает этому критерию.

Я начну с самых основополагающих моментов, которые позволяют утверждать, что это именно так — с нашей физической и военной безопасности. Когда нынешняя администрация пришла к власти, в четырех странах бывшего Советского Союза было примерно 10 тысяч межконтинентальных ядерных ракет. Сегодня это число сократилось наполовину и составляет около 5 тысяч единиц; эти ракеты находятся только на территории России, и ни одна из них не нацелена на нас; мы ведем переговоры о значительном дальнейшем сокращении общего числа этих вооружений и о дальнейших шагах по уменьшению ядерной угрозы во всех ее аспектах.

В ближайшие недели и месяцы эта задача приобретет более трудный характер, поскольку Сенат отклонил Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Тем не менее, мы будем и дальше активно действовать в этом направлении. Президент заявил, что США будут и впредь воздерживаться от проведения ядерных испытаний. Мы призываем Россию, Китай, Францию, Великобританию и другие страны последовать нашему примеру. Нынешняя администрация по-прежнему выступает за ратификацию этого договора. ДВЗЯИ имеет важнейшее значение для защиты американского народа от угрозы ядерной войны. По мере формирования консенсуса в поддержку этого договора здесь, у нас дома, мы будем прилагать усилия к усилению той поддержки, которая уже существует за пределами нашей страны.

Существуют и другие жизненно важные вопросы, стоящие на повестке дня наших отношений с Россией — речь идет буквально о вопросах войны и мира, которые госсекретарь Олбрайт уже обсуждала с вами ранее: вопрос о мире на Ближнем Востоке, на Балканах, в районе Персидского залива.

Существует также и вопрос о том, что представляет собой Россия как государство и какую роль она играет в мире, поскольку от этого во многом будет зависеть наша судьба в 21-м веке.

Уже в течение целого десятилетия в России происходят коренные преобразования. По сути дела, речь идет о преобразованиях сразу на трех направлениях: от диктатуры к открытому обществу; от командной экономики к свободному рынку и от тоталитарной империи и идеологического соперничества к тому, что многие русские называют "нормальным современным государством", интегрированным в мировое сообщество, частью которого являемся и мы. Мы помогаем России в этом процессе.

Вот только один пример: Закон о поддержке свободы и другие программы помогают России заметно совершенствовать свою политику в отношении независимых средств массовой информации, прав человека и религиозных свобод. Все мы отдаем себе отчет в том, какие трудности встречаются на этом пути. В процессе трансформации Россия сталкивается с множеством препятствий, самым главным из которых является важнейшая задача по созданию законов и институтов, без которых нельзя обойтись в борьбе с преступностью и коррупцией в условиях открытого общества и рыночной экономики.

Тем не менее, процесс преобразования продолжается, и мы должны и дальше содействовать ему. Не существует простых и быстрых ответов на вопрос о том, чем больна сегодня российская политика, однако существует общий принцип, имеющий фундаментальное значение с точки зрения формирования тех реформаторских сил, которые смогут изгнать коррупцию из российского общества, и имя этим силам — демократия.

Если российские граждане и лидеры, которых они выбирают, сумеют удержаться в русле конституционного строя и выборной демократии, это пойдет на пользу не только им, но и нам. Это сжатый ответ на вопрос, почему мы должны и дальше помогать им в преодолении трудностей, с которыми они сталкиваются, в том числе и тех, которые сегодня выходят в заголовки газет. Одним из объяснений сегодняшних проблем в России является наследие мрачного прошлого и результат незавершенного, но продолжающегося перехода к лучшему будущему. Они смогут решить свои проблемы, только двигаясь вперед, а наша роль заключается в том, чтобы помочь им в процессе этого движения.

Как сказала госсекретарь Олбрайт, выступая в прошлом месяце в Фонде международного мира Карнеги, со времени окончания холодной войны Соединенные Штаты преследовали две основные цели в наших отношениях с Россией:

Первая цель состоит в повышении уровня нашей безопасности за счет сокращения накопленных во время холодной войны арсеналов, прекращения распространения оружия массового уничтожения и содействия процессу укрепления стабильности и усиления интеграции в Европе.

Вторая цель состоит в том, чтобы поддержать усилия России на пути трансформации ее политических, экономических и социальных институтов. Ни одна из этих целей пока не достигнута.

За годы, прошедшие с того времени, когда благодаря усилиям России прекратила существование советская система, наше сотрудничество с этой страной позволило осуществить целый ряд прорывов, которые, очевидно, отвечали нашим национальным интересам.

Во-первых, процесс распада Советского Союза в целом произошел мирным путем, при этом имевшееся у него ядерное оружие осталось в надежных руках — а такой исход вовсе не был предопределен заранее. Представьте себе тот хаос, в который погрузился бы мир, если бы Советский Союз вместе с его ядерным арсеналом стал разваливаться на части по югославскому сценарию. Сначала администрация Буша, а затем и администрация Клинтона предпринимали упорные усилия к тому, чтобы этот кошмар не стал реальностью.

Во-вторых, благодаря усилиям России был демонтирован аппарат советской системы и отвергнута идея насильственного преобразования Советского Союза или создания новой тоталитарной сверхдержавы. В настоящее время Россия уже не может повернуть время вспять.

В-третьих, народ и руководство России вступили на путь демократии и провели серию свободных и честных выборов на общенациональном и местном уровнях, осуществили стабильную передачу власти и в настоящее время строят гражданское общество, основанное на участии народа в жизни и развитии страны. Когда я бываю в Москве — а это случается довольно часто — меня всегда поражает, насколько умы людей, с которыми я встречаюсь, заняты предстоящими парламентскими и президентскими выборами. Российские граждане впервые в своей истории почувствовали себя избирателями; теперь они могут высказывать свои проблемы и выражать свои устремления, опуская бюллетени в ящик для голосования или ставя ящик себе под ноги в качестве импровизированной трибуны на митинге. Одной из главных проблем является коррупция, а в число основных устремлений входит желание иметь честное правительство и мир на своей территории и вдоль границ.

В-четвертых, Россия осуществила ряд крупных шагов по замене системы централизованного планирования на инфраструктуру и институты рыночной экономики.

В-пятых, Россия сегодня больше чем когда-либо склонна к сотрудничеству с США и другими странами международного сообщества в решении общих проблем. Даже в тех случаях, когда мы не соглашаемся с Россией, ее желание сотрудничать с международным сообществом имеет важнейшее значение с точки зрения поиска общих решений.

Если Россия в своей внешней политике будет следовать тому курсу, на который мы надеемся, то она должна продолжать и свои внутренние преобразования в позитивном русле. Международная поддержка является важнейшей частью той помощи, которая нужна России для того, чтобы сделать трудные шаги по пути внутренних реформ. Президент, вице-президент, государственный секретарь Олбрайт и все мы понимаем, что Россия ломает неработоспособные советские структуры, но дело в том, что она только начинает создавать механизмы современного государства.

Это огромная задача, осуществление которой требует много времени. А после тысячелетнего автократического правления и 70 лет коммунизма Россия не имеет опыта жизни в условиях гражданского общества, рыночной экономики или правового государства. Советская система сама по себе во многих отношениях представляла собой узаконенный криминалитет. Впервые я услышал слово "клептократия" применительно к советскому государству. Не существует "старых, добрых времен" торжества закона, порядка или частного предпринимательства, к которым могла бы вернуться Россия.

Если говорить кратко, то преступность и коррупция являются частью мрачного наследия советских времен. Масштабы этой проблемы мешают России двигаться вперед и затрудняют нашу помощь ей на этом пути. По мере того, как Россия демонтировала коммунистическую систему и пыталась создать новую для нее рыночную экономику, недостатки, присущие новым экономическим институтам, создавали уязвимые места для коррупции. Именно поэтому в ходе своего визита в Москву в 1995 г. Президент Клинтон призвал к созданию "рынка, основанного на законе, а не беззаконии".

С другой стороны, указывая на все эти опасности, мы в то же время занимаемся поиском решений. Помощь, исходящая от США, а также от многосторонних учреждений, таких как Международный валютный фонд, направлена в основном на создание широких структур, которые позволили бы живущим в условиях демократии гражданам России, которые больше всего страдают от коррупции, привнести прозрачность и подотчетность как в государственные дела, так и в бизнес.

Мы постоянно подчеркиваем необходимость соблюдения принципа прозрачности и подотчетности в наших деловых контактах с Россией, а также в контактах международных финансовых институтов, сотрудничающих с ней. Когда возникают проблемы, мы настаиваем на проведении исчерпывающих расследований и будем занимать такую позицию и впредь. В тех случаях, когда российская практика вызывала тревогу, МВФ ужесточал контроль, проводил проверки и снижал уровни кредитования.

Условием дальнейшего предоставления траншей МВФ является гарантия того, что предоставляемые кредиты не станут предметом нецелевого использования, что Центральный банк будет вести соответствующую отчетность и что будут усилены широкомасштабные реформы, которые не должны ограничиваться лишь выражением намерений. И многосторонняя, и двусторонняя поддержка, оказываемая России, должна основываться на таком реалистичном подходе.

Межведомственная делегация российских правоохранительных органов, возглавляемая заместителем директора Федеральной Службы Безопасности Виктором Ивановым, в прошлом месяце побывала в Вашингтоне и провела встречи с официальными представителями Министерства юстиции, ФБР, Министерства финансов и Госдепартамента США. Следует отметить, что, хотя цель этого визита состояла, в первую очередь, в обсуждении дела, связанного с банком "Бэнк оф Нью-Йорк", российские представители встретились с директором ФБР Фри и сотрудниками антитеррористических подразделений Госдепартамента и обсудили с ними недавно совершенные в России взрывы, которые унесли больше жизней, чем взрывы во Всемирном торговом центре и Оклахома-сити вместе взятые.

Я бы хотел вкратце обсудить те программы в России, на которые мы тратим деньги американских налогоплательщиков. Мы делаем это, в первую очередь, в интересах безопасности Америки. Хочу подчеркнуть, что три четверти тех средств, которые выделяются в рамках Закона о поддержке свободы, расходуются на программы, не связанные с российским правительством, а направленные на содействие реформаторским силам на местном уровне. Правительство США занимается развитием отношений с российскими правоохранительными и судебными органами, помогая им повышать профессионализм и укреплять служебную этику. Мы также способствуем укреплению принципа власти закона на низовом уровне, сотрудничая с неправительственными организациями, правозащитниками, группами поддержки независимых СМИ и пропагандируя этические нормы, связанные с предпринимательской деятельностью.

Так, например, проект АМР США по укреплению законности, разработанный в связи с президентской инициативой, выдвинутой в ходе Ванкуверского саммита 1993 г., предусматривает сотрудничество с ключевыми правовыми институтами России в вопросах подготовки сотрудников судебного корпуса, реформой юридического и правового образования и укрепления неправительственных организаций, действующих в правовой области. В результате осуществления этого проекта оказывается помощь в разработке законодательных актов и в подготовке сотен работников местных судов.

Наряду с этим, несколько правоохранительных учреждений США имеют своих представителей в Москве, которые напрямую с их российскими коллегами занимаются вопросами, представляющими взаимный интерес. Например, в Москве работают три представителя ФБР, которые занимаются уголовными расследованиями и ведением уголовных дел. Таможенная служба США, Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках, Секретная служба США, Министерство юстиции и Служба иммиграции и натурализации также имеют своих представителей в Москве.

Соглашения с Россией в правоохранительной области позволяют нам обмениваться информацией по уголовным делам и сотрудничать в расследовании и профилактике преступлений. Существующее сегодня соглашение о взаимной правовой помощи между Соединенными Штатами и Россией позволяет каждой из сторон запрашивать информацию, результаты допросов и другие исходные материалы, необходимые для проведения расследований. В июне 1999 года США и Россия подписали договор о взаимной правовой помощи, который после его ратификации и вступления в силу заменит собой вышеупомянутое соглашение. Этот договор расширит и укрепит сотрудничество, облегчит процесс проведения расследований и возбуждения уголовных дел в отношении международных преступников.

Кроме того, признавая международную опасность, связанную с ростом преступности в ННГ и странах Центральной Европы, правительство США учредило программу подготовки специалистов по борьбе с преступностью и технической помощи. Представляя собой межведомственные усилия под руководством Госдепартамента, эта программа призвана помочь сотрудникам правоохранительных органов во внедрении новых методов и систем борьбы с преступностью и одновременно укрепить законность и уважение к правам индивидуума. Одна из крупнейших задач, поставленных в рамках этой программы, состоит в развитии партнерских отношений между правоохранительными органами Америки и новых независимых государств, что позволит предотвратить распространение организованной преступности из ННГ в США.

Госсекретарь Олбрайт поручила мне еще раз обратить ваше внимание и внимание ваших коллег на необходимость выделения достаточных ресурсов для защиты и утверждения американских интересов. Нынешний законопроект об ассигнованиях предусматривает 30-процентное сокращение бюджетного запроса президента на осуществление программ в России, в Новых независимых государствах в рамках Закона о поддержке свободы. Это одна из многих причин, заставивших Президента применить право вето в отношении данного законопроекта. Уровень финансирования, предлагаемый Конгрессом, вынудит нас идти на неприемлемые компромиссы между нашими важнейшими программами в сфере экономики и демократии и программами, направленными на борьбу с распространением оружия массового уничтожения. Президент считает, что урезание средств подобным образом является опасной и близорукой политикой, потому что цель этой помощи — от создания независимых СМИ до поддержки малого бизнеса — коренным образом отвечает нашим интересам.

Президент и госсекретарь рассматривают конструктивные контакты с Россией как одну из многих межпартийных задач, решение которой послужит долгосрочным интересам американского народа.

(Данный материал распространен Отделом международных информационных программ Государственного департамента США)

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить