Милиционер с Большой дороги

Бывший россиянин Дмитрий Брысенков несколько лет назад обосновался в Германии. Занялся собственным бизнесом: приобрел «Форд»-фургон и выполнял заказы различных фирм по перевозке грузов. Когда в России по-весеннему потеплело, заключил договор на доставку гуманитарной помощи в Казахстан. Загрузил фургон коробками с одеждой (бывшей в употреблении), конфетами, печеньем, макаронами, школьными принадлежностями.

14 апреля 2000 года из города Гренау, где проживал, отправился в дальний путь. Благополучно пересек часть Германии, Польшу, Белоруссию, впереди — Россия! Без всяких поломок и прочих дорожных потрясений доехал до Волги.

Шел пятый день пути. «Форд» шустро катил колеса по трассе Москва—Челябинск, углубляясь на восток. Скоро согласно карте, должен показаться город Жигулевск. Вечерело. Притормозил у железнодорожного переезда у села Большая Рязань. Здесь не было поста ГИБДД, однако милиционера с жезлом, со значком ГИБДД приметил. Тот почти вплотную приблизился к машине и чуть ли не заглянул в кабину, внимательно взглянув на водителя. И потом долго смотрел вслед.

«В чем дело? — обеспокоился Брысенков. — Что могло представителя милицейской власти заинтересовать?»

Проехал не одну тысячу километров по нескольким государствам и никаких неприятностей на дорогах не имел. Опытный водитель и солидный семейный человек, он не допускал нарушений правил дорожного движения. Это повредило бы его бизнесу и той фирме, заказ которой он выполнял.

Впереди показались Валы. Вдруг его неожиданно «подрезали» белые «Жигули». «Форд» свернул с дороги вправо и остановился на обочине. Из «Жигулей» буквально выскочил тот самый парень в милицейской форме, что так внимательно осмотреть фургон на железнодорожном переезде. «Что могло случиться? — обеспокоился путник из Германии. — Отъехал всего пятьсот-шестьсот метров!»

— Этот «Форд» числится в угоне, — заявил парень, показывая служебное удостоверение. — Предъявите ваши документы!

Изучив заграничные бумаги, потребовал следовать в отдел милиции.

— Такого не может быть! Автомашина моя собственная, в целости и сохранности. Никто не угонял. Из документов, что вам подавал, это совершенно ясно, — возразил Дмитрий.

— Ничего не хочу знать, повторяю, придется проследовать в ГОВД, разобраться, — стоял на своем инспектор.

— Но это можно сделать на любом вашем посту, — упирался водитель «Форда».

Парень распахнул дверцу кабины, сел с ним рядом и приказал:

— Следуй в Жигулевское ГОВД. Там все случаи угонов зафиксированы на компьютере, вот и сверимся.

Жалко было терять время. Быстро темнело. Думал поставить машину на автовокзале и переночевать. Но выхода не было: справа сидел дорожный «начальник». Возражать, роптать, отстаивать справедливость — себе хуже обернется. Шоссе круто пошло вниз. Показался жигулевский автовокзал.

— Сверни налево! — приказал непрошеный пассажир-наставник.

Брысенков никогда не бывал в этих краях. Влево, так влево. Показались какая-то пустошь, гаражи, ободранные заборы, непонятные строения. Дорога пошла явно не городская: ямы, ухабы...

— Правильно ли мы едем? Где же ГОВД? — осмелился спросить у сидевшего рядом строгого представителя милицейской власти.

— Остановись, — крикнул тот в ответ. Водитель нажал на тормоза и почувствовал, что какой-то тупой предмет уперся в правый бок. Повернул голову и увидел в руках парня пистолет. Затем последовала новая команда:

— Если хочешь жить — руки назад! Где деньги? И не выдумывай, что у тебя их нет!

— Жить, конечно, хочу, — ответил попавший в капкан водитель. Но вместо того чтобы раскрыть тайну (место) нахождения денег, стал осторожно освобождаться от ремня безопасности.

— Повторяю: руки назад! Иначе сейчас продырявлю тебя! — милиционер явно не шутил, наставляя на негопистолет. Брысенкову удалось все-таки отстегнуть ремень безопасности. Схватил ствол пистолета, вывернул руку «гаишника», выстрел ушел в сторону. Тогда у нападавшего в руках появился какой-то розовый предмет. Хозяин «Форда» решил, что нож. Места для борьбы в кабине не было. Открыл дверцу, вывалился из машины, схватил парня за китель, потянул за собой. Левой рукой пытался выключать зажигание. Пахуче-ядовитая струя прервала дыхание, застлала глаза. Понял, что ему брызнули в лицо слезоточивым газом из баллончика.

Машина сорвалась с места. Хозяин бросился вдогонку, пытался схватить за дверцу, но новая струя обожгла глаза. Упал на дорогу, хватая ртом воздух. К нему подбежала женщина. Она, сторож базы электросетей, возвращалась со смены и видела, как этот мужчина, крепкий, коренастый, бежал за машиной красного цвета, как догнал ее, прыгнул сбоку к дверце, но упал, закрывая руками лицо. Помогла ему подняться.

— Где я нахожусь? Как быстрее найти милицию? У меня угнали машину...

— Вы в Жигулевске, на окраине Гидротехнического микрорайона. Милиция недалеко, идите прямо-прямо, до автобусной остановки.

К счастью, рядом остановилась легковая машина и подхватила бедолагу. Через несколько минут пострадавший писал в ГОВД заявление: «Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестного человека, который 18 апреля около 20.00 с применением насилия завладел моей автомашиной «Форд»-грузовик на улице Гидротехнической. В фургоне находится сто пакетов с одеждой и продуктами. В салоне — мои личные вещи, документы, паспорт гражданина Германии, водительское удостоверение, техпаспорт на право перевозки международных грузов. Деньги 2000 долларов США, 1500 немецких марок, 2000 русских рублей. Грабителю на вид 24-25 лет, рост 170 см. На нем милицейская форма, значок ГИБДД, кепка с кокардой, в руках планшет и жезл».

Милиция объявила операцию «перехват». Посты ГИБДД сообщили: «Форд» красного цвета из города не выезжал!».

Рано утром 19 апреля горожанин Волков пошел в свой гараж, чтобы на личной автомашине выехать на работу. Но попасть в него не смог. Ворота в гараж преградил ярко-красный «Форд». Выругался, поехал на работу на автобусе. Вернулся в 17.00, машина стоит на том же месте! Заглянул в кабину: мужская одежда, сумки, какие-то бумаги — все разбросано! Подумал привычное российское: пьяный водитель где-то спит, даже не вынув ключ зажигания. Машину могут угнать! Заявил в милицию.

Брысенков, конечно, обрадовался, увидев свой автомобиль в целости и сохранности и с ключом зажигания на месте. Садись и поезжай. Только куда теперь без денег? Так и не доехав до Казахстана, вернулся домой со справкой в кармане: «Ограблен в России».

Между тем милиция развернула большую поисковую работу. Опрошено более сорока жителей двухэтажных домов на улицах Жигулевской, Первомайской, Лермонтова — ничего! Разосланы ориентировки по всей области, фоторобот, сделанный со слов Брысенкова. Результатов никаких.

25 мая этого года сотрудники Ставропольского РОВД Гордеев и Ситников ближе к полуночи двигались в автомашине по трассе Москва — Челябинск. Проезжали Жигулевский автовокзал. На правой обочине заметили милиционера, который голосовал, пытаясь остановить попутку. Как не выручить коллегу? Остановились, приветливо распахнули дверцу, пригласили в салон. Поинтересовались, откуда и куда едет так поздно.

— Гостил у друга в Тольятти. Сейчас добираюсь домой в Кузнецк. До Жигулевска довез грузовик. Вот голосую, чтобы двигать дальше, — охотно рассказал коллега.

Поделились и они своими заботами. На этой трассе, рассказали, совершено было разбойное нападение. Причем ограблен был иностранец. Найти преступника — дело чести всей самарской милиции. Неужели не слыхал? Странно, ведь ориентировки разосланы по всем городам и селам области. Пригляделись внимательнее: а ведь их пассажир похож на фоторобот! И значок ППС на груди, и планшетка при нем, жезл и, конечно, в милицейской форме, — все, как сообщали.

Показался железнодорожный переезд у села Большая Рязань. «Давай-ка выйдем на минутку, — предложили ему. Тот уже начал догадываться обо всем. Поэтому, когда его ввели в помещение у переезда и та женщина, что дежурила в апреле и оказалась на работе сейчас, его узнала, он сказал: «Все! Кажется, я влип!».

Не доехал в ту ночь Сергей Захаров, двадцатипятилетний житель Кузнецка Пензенской области, до родного дома. Ставропольчане доставили его прямиком в Жигулевское ГОВД. На следующее утро он писал прокурору заявление о своем преступлении.

Сержант Захаров четыре года служил в патрульно-постовой службе, причем плохо. В связи с этим был переведен в конвойную службу ИВС Кузнецкого РОВД. Не изменил отношения к своим обязанностям. Нарушал дисциплину, заслужил строгий выговор за невыполнение распоряжений начальства. Но работал, пока не был задержан за преступление. Как оказалось, не за одно. 29 апреля, через десять дней после ограбления Брысенкова, вновь вышел на «промысел». На посту ГИБДД в Кузнецке остановил «ЗИЛ», которым управлял Зубов. Потребовал штраф пятьсот рублей за нарушение правил движения. Водитель прав не нарушал. Захаров сел к нему в кабину и стал составлять протокол, чтобы как следует «прижать» непокорного водителя. Тот отдал ему триста рублей, чтобы отделаться от настырного вымогателя.

Грабеж надорогах конвоиру Захарову облегчал полный набор регалий, оставшихся от прежней службы в ППС: нагрудный знак, электрошокер, газовый баллончик, стартовый пистолет.

Свои преступления сержант милиции объяснил тяжелым материальным положением: «Женат, сыну два года, своей квартиры нет. Стал грабить. Догадался, что у водителя из Германии обязательно должна быть большая сумма денег. Решил забрать. На трассе делать это опасно. Загнал его в тихий микрорайон. Валюту обменял на рубли. Прокутил их в барах с женой и с девками. Прошу простить».

Захаров отвечал перед законом за два преступления. Но, очевидно, их было значительно больше. Его сослуживец рассказал следствию: «Работали вместе с 1997 года в милиции. Сергея все звали молчуном. Очень скрытен, друзей не имел. Говорили, что подрабатывает на московской трассе. Об этом фактически знали все. Пресечь на пытались».

Незначительная отдаленность городов Жигулевска и Кузнецка (219 км) позволяла ему всегда удачно сочетать службу и разбои. Если это время совпадало со временем несения службы, опаздывал на 20-30 минут. Все заранее рассчитывал и таким способом обеспечивал себе алиби.

Суд скрупулезно разобрался во всех перипетиях этого сложного уголовного дела. Захаров, вопреки своим первоначальным показаниям стал выгораживать себя. Уверял, что в день преступления находился в Ульяновске, что его заставили дать прежние показания. Рассмотрение дела усложнилось тем, что пострадавший отказался приехать на судебное разбирательство в Россию, которая так негостеприимно встретила его.

Следствием было собрано достаточно доказательств вины Захарова. 14 апреля вынесен приговор. Суд обвинил бывшего сержанта милиции в хищении чужого имущества из корыстных целей путем разбоя, обмана. В использовании при этом своего служебного положения вопреки интересам службы. Вину подсудимого усугубили использование оружия, химико-фармакологических препаратов, форменной одежды и документов представителя власти. Суд учел, что на иждивении Захарова находится малолетний ребенок. Это смягчило в некоторой степени наказание.

С. Захаров лишен свободы на десять лет с конфискацией имущества. Отбывать наказание предписано в колонии строгого режима.

Галина Кузьмина

Тольятти

«Площадь Свободы»

Обсудить