"Приключение" для России

Как флот принимал подарок английского престола
Визит британского престолонаследника принца Чарльза преследовал несколько целей, главной из которых, по всей видимости, было желание продемонстрировать единство взглядов наших стран на происходящее в мире.

Сначала премьер Тони Блэр, а затем и принц Уэльский, так сказать, явочным порядком подтвердили заинтересованность в сохранении добрых отношений с Россией, возраст которых перевалил нынче за 450 лет. Визит принца Чарльза в Петербург, помимо официальных приемов на борту фрегата королевских ВМС "Сент-Олбенс" и любования красотами Северной столицы, сопровождались передачей парусной яхты "Adventure" ("Приключение"), прослужившей в качестве учебного судна британских кадетов более 30 лет. Королевские ВМС использовали яхту максимально напряженно. Уже в 1974-м она стала абсолютным победителем первой кругосветной гонки "Whitbread", захватив лидерство в трех этапах из четырех. В каждом порту захода команда, включая капитана, менялась полностью, чтобы охватить участием в этой уникальной гонке, а значит, обучить, максимальное число моряков. К сегодняшнему дню все пять учебных кораблей этого типа ("Nicholson 55") сочли морально устаревшими и не соответствующими требованиям обитаемости в открытом море. Министерство обороны приобрело для их замены четыре новых океанских яхты (тип "Челленджер 67").

Старый "Эдвенчер", тем временем, капитально отремонтировали и решили презентовать нам по случаю юбилейных торжеств Петербурга. Несомненный акт доброй воли оказался для России очередным испытанием. Дело в том, что британцы в своем послании, подписанном первым лордом Адмиралтейства, так ловко сформулировали адресование подарка, что целых три инстанции почувствовали себя вправе претендовать на него: Балтийский флот, Ленинградская военно-морская база и собственно Санкт-Петербург. Яхта была передана в дар Балтийскому флоту в ознаменование его 300-летия, а также 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга от министерства обороны Великобритании. Его Королевское Высочество принц Уэльский торжественно вручил "Эдвенчер" командиру Ленинградской военно-морской базы контр-адмиралу Владимиру Кудрявцеву.

Было бы резонно полагать, что, если это подарок Балтийскому флоту, значит, яхтой должен распоряжаться его командуюший — адмирал Владимир Валуев, который наверняка заинтересован в ее присутствии в главной базе флота — Балтийске. Тем более что ни корабельной базы у тамошнего военно-морского училища, ни представительской яхты у командующего флотом нет. Ленинградской военно-морской базе проще: и представительских судов хватает, и учебные покамест имеются. Другое дело, что курсанты, дожив до пятого курса, с трудом представляют, как выглядит настоящее море. Мой сын Павел, курсант штурманского факультета Морского корпуса имени Петра Великого, к примеру, впервые вышел в море на двухнедельную практику по Балтике в конце 4-го курса. Слава богу, до поступления в училище он сподобился сходить на яхте "Океан" на регату "Катти Сарк-98" в Ирландию. За сто суток похода, каждый третий день которого был штормовым, он имел некоторую возможность представить особенности флотской службы и, тем не менее, решил продолжить семейную традицию, чему мы с дедом, также капитаном I ранга, были искренне рады.

Но вернемся к подарку. Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Не строят у нас яхт для курсантов военно-морских училищ, хоть ты тресни. А для учебных кораблей солярки не хватает. Не решит вопроса "Эдвенчер", перекрещенный при передаче в "Приключение", это факт! А вот престижную яхту иметь под рукой мечтает любой начальник. Решению оставить ее в Петербурге несомненно способствует заключение таможни — в случае базирования в любом другом порту, кроме Питера, надлежит выплатить пошлину в размере более 1 миллиона рублей. В Питере же она защищена законом об освобождении от налогов подарков ко дню юбилея города. А как же с приказанием командующего Балтийским флотом — быть на параде по случаю Дня ВМФ? Экипаж во главе с яхтенным капитаном Алексеем Шуткиным прибыл в Петербург, именно по этому случаю. В конце концов решающим аргументом стала возможность избежать пошлин. Яхта отправилась в Балтийск на парад, который в этом году обещал быть самым представительным, с обязательством возвратиться в Петербург, как основной порт приписки. По всей видимости, он им и останется.

Как отнеслись к этой истории англичане? Ведь все это происходило на их глазах. Посмеивались. Еще перед выходом с Британских островов они запросили на переход несколько русских яхтсменов — костяк будущего экипажа, чтобы передать им навыки и традиции заслуженного корабля и в какой-то степени убедиться, что корабль перейдет в надежные руки. По нашей "старой" традиции на борту оказались достойные, но весьма далекие от парусного дела люди. Просто их документы оказались лучше подготовлены, чем у остальных. Кадры по-прежнему решают все! В Киле, по дороге в Россию, двумя штабными специалистами по физкультуре и спорту все же решили пожертвовать. Их заменили на курсантов Морского корпуса, оказавшихся по случаю на Кильской неделе. О них капитан яхты Рэймонд Кей впоследствии отзывался весьма тепло, как о людях знающих, а главное, полезных...

Все это знакомо мне еще по 1981 году, когда моя подводная лодка отправлялась в Алжир... с Балтики, где проходила ремонт. За пару месяцев до ухода ее передали Балтийскому флоту, и тотчас большинство экипажа было заменено, по причине лучшей готовностидокументов у вновь назначенных. Странно, но сменить командира, видимо, рука не поднялась. Надо признать, что балтийцы оказались славными ребятами и быстро освоились на новом проекте, ведь они были настоящими моряками, а не базовыми спорторгами.

Принц Уэльский, прибывший на яхту в вице-адмиральском мундире, в эти тонкости не вдавался, он пожелал российскому экипажу "Приключения" успехов, поблагодарил моряков "Эдвенчера" за службу (только капитан Рэй Кей оказался гражданским человеком) и уехал на Север, где воздал должное Соловецким островам, назвав их "мировой жемчужиной". Впечатленный историческим экскурсом (не последнюю роль сыграл рассказ о тщетной попытке англичан захватить северную твердыню в годы Крымской войны) принц посадил сибирскую пихту и вверил заботу о ней британскому генконсулу в Санкт-Петербурге.

Тем временем последняя из серии новых океанских яхт типа "Челленджер 67", закупленных для тренировки будущих офицеров флота, была торжественно принята в состав британских Королевских ВМС. Нарекли ее по традиции "Эдвенчер", и ясно одно — застаиваться в базе она не будет.

Великая страна Россия! Жаль только — не совсем морская. По крайней мере, последнее время старается такой казаться. Знай принц ситуацию вокруг подарочной яхты, он вполне мог прийти к такому выводу. А жаль.

Сергей Апрелев, капитан 1-го ранга
Северная неделя

Обсудить