Россия – мировая свалка фальшивых долларов (Окончание)

Если все доллары в российском обороте правильно проверить, то вдруг обнаружится, что на самом деле мы бедны как церковные крысы?
Как показывает практика, кассиров обменных пунктов проблема подделок не беспокоит в принципе, а уж суперподделок — и подавно. Они знают, что даже если и возьмут подделку, то всегда сразу же смогут "сбыть" ее следующему клиенту, хотя по закону должны немедленно её изъять. Но зачем малооплачиваемым кассирам обменных пунктов лишние неприятности? Человек, нежданно-негаданно обнаруживший, что ему всучили подделку, тоже не ищет на свою голову неприятностей. Он не спешит в милицию, а также старается всучить подозрительную банкноту кому-то еще. Собственно, круг замыкается. И мало кому из соотечественников даже в голову приходит, что на самом деле это и есть — "стабильный криминальный оборот поддельных банкнот", с которым борются сотни спецслужб по всему миру.

Можно ли эффективно бороться с суперподделками?
О случаях реального выявления подпольных производств суперподделок доподлинно ничего не известно. Впрочем, можно понять, спецслужбы не рвутся обнародовать такого рода информацию.

Иногда целые партии долларовых суперподделок задерживаются при транспортировке. Однако в большинстве случаев их вылавливают дотошные банковские служащие. В каталоге Интерпола сегодня числятся все когда-либо изъятые и вообще известные подделки, на сегодняшний день — несколько десятков тысяч, и список этот обновляется, чуть ли не каждый месяц.

Для специалистов в России издательство "Интеркрим-пресс" ежемесячно выпускает цветной справочник на русском и английском языках по обращению 26 самых популярных валют. Справочник доступно объясняет, какие деньги законны, а какие нет. В нем можно найти все материалы по выявленным в России фальшивкам с подробными описаниями их признаков. Но, как показывает практика, мало кто (даже среди профессионалов) утруждает себя изучением литературы.

До последнего времени даже страны, не говоря о банках, не обменивались между собой информацией о фальшивках, каждый пытался найти выход самостоятельно.

Только недавно при посольстве США в Москве было открыто представительство Секретной службы, сотрудник которой будет постоянно заниматься вопросами обращения наличных долларов в России.

Понятно, что только с помощью справочников и реестров бороться с суперподделками бесполезно. Справочники есть во всех банках, но каждую банкноту рядовая кассирша проверять не торопится — она рассчитывает на свой опыт. Может быть, вся надежда на экспертов? Ведь говорят же специалисты, что существует прибор, который определяет подлинность валюты на сто процентов, это обычный человеческий глаз, желательно с микроскопом. Кстати, у экспертов есть негласное правило: "Все сомнения — в пользу обвиняемого". И если специалист не совсем уверен в правильности своего заключения, то он вовсе отказывается от вынесения вердикта, поэтому ему и верят безоговорочно.

Но где же взять российским банкам столько профессионально пригодных экспертов?

Техническая сторона вопроса
Очевидно, что качественное решение этой задачи требует пересмотра вообще всех сегодняшних концепций и технологий обработки наличности, а следовательно, и колоссальных затрат на создание и приобретение техники контроля, способной проводить тонкий анализ банкнот, и прежде всего на "передовом рубеже обороны" - в кассах, обменных пунктах банков и т. д.

Какими же приборами оснащены российские обменные пункты?

Удивительно, но на 75% это детекторы Cash Scan, Super Scan и Ultra Scan. Их парк сформировался ещё в начале 90-х годов, когда о суперподделках еще толком ничего не знали. Вернее, слышать-то все слышали, но никто их в руках не держал и в глаза не видел. Благодаря своей дешевизне и инерции рынка, эти приборы до сих пор продолжают доминировать.

Также почти везде стоят приборы УФ-лучей. Вроде как подлинная банкнота не имеет свечения под их воздействием. Но мы уже знаем, это ещё ничего не значит. Достаточно случайно постирать доллары вместе с одеждой, и самый захудалый обменник откажется их принять. А суперподделку примет без тени сомнения.

Прямо скажем, в общем и в целом, техника в обменниках стоит устаревшая, на суперподделки никак не реагирующая. Хотя на этом рынке есть прорывы и, что радует, это серьёзные отечественные разработки.

Из сообщений прессы известно, что недавно по приглашению Федеральной резервной системы США в Вашингтон прибыли производители детекторов валют со всего мира. Специально для этого мероприятия лаборатория ФРС предоставила для тестирования около 5000 подделок долларов США. Привезенный российскими представителями прибор определил абсолютно все фальшивки, включая суперподделки 2000 года, после чего с производителем был заключён контракт на поставку.

По старой традиции, согласно которой, если члены Конгресса считают, что в США произошло значимое для всей страны событие, в честь этого над зданием Конгресса поднимают американский флаг. Так вот 4 июля 2001 г., в День независимости США, над Капитолием был поднят флаг в честь российской компании.

У этого чудо-прибора уже даже есть функциональный аналог — японский. Разница только в цене, наш — в четыре раза дешевле. Однако пока российские банки предпочитают избегать лишних расходов. И этому, помимо экономности и бережливости, могут быть и другие причины.

Человеческий фактор валютного контроля
Известно, что в 90% случаев люди, сдающие в банки подделки, не подозревают об этом. Но все понимают, что претензии в случае обнаружения подделки предъявлять кому-либо уже будет поздно, да и бесполезно. Поэтому в абсолютном большинстве те, кто имеет такие бумажки, пытаются применить их в частных расчетах или сбыть через полулегальные обменники, которых в стране предостаточно.

Как показывает практика, кассиров обменных пунктов проблема подделок не беспокоит в принципе, а уж суперподделок — и подавно. Они знают, что даже если и возьмут подделку, то всегда сразу же смогут "сбыть" ее следующему клиенту, хотя по закону должны немедленно её изъять. Но зачем малооплачиваемым кассирам лишние неприятности?

Человек, нежданно негаданно обнаруживший, что ему всучили подделку, тоже не ищет на свою голову неприятностей. Он не спешит в милицию, а также старается всучить подозрительную банкноту кому-то еще. Чётко и неизменно срабатывает принцип — "пусть лохом будет кто-то другой".

Собственно, круг замкнулся. И мало кому из соотечественников даже в голову приходит, что на самом деле это и есть — "стабильный криминальный оборот поддельных банкнот", с которым борются сотни спецслужб по всему миру.

Что говорит ЦБ РФ?
Несомненно, самым авторитетным специалистом по денежному обращению в стране является Арнольд Войлуков — первый заместитель председателя ЦБ РФ. Он единственный в России человек, который даёт Гознаку предписание на выпуск денег новых серий, печатание банкнот и обеспечение банковской безопасности. Как уверяют банковские специалисты, знающие его по работе десятки лет, он является безукоризненно порядочным человеком и высоким профессионалом.

Полистаем его интервью.

Ещё осенью 2001 года Арнольд Войлуков открыто заявил, что каждый третий доллар может оказаться поддельным, как результат большого объёма теневого оборота наличной валюты вне банков и сбытом фальшивок работниками обменных пунктов, которые "разбавляют" ими настоящие деньги. При этом полной гарантии от таких "фокусов" не дают даже отделения Сбербанка, хотя всем российским банкам известна секретная информация об особой защите на долларах.

Слишком много вопросов, слишком мало ответов...
Но ведь известно, что только в ФРС США, в её особом подразделении, знают о нескольких секретных признаках долларовых банкнот. Эти признаки являются высшей государственной тайной США, и допуск к ней имеют только несколько человек.

В интервью г-на Войлукова речь идёт об этой секретной информации, или о какой-то другой? Кто и как её применяет, или должен применять, если "...благодаря этому удаётся задерживать много подделок"?

Может быть, речь идёт о какой-то уникальной аппаратуре? Что это за аппаратура, кто ее производит, где можно её купить?

Не получится ли так, что после применения этой информации или аппаратуры уже не каждый третий, а каждый второй доллар в стране станет поддельным?

Почему публично и беспощадно не арестовываем всех этих работников обменных пунктов и за это не отнимаем у банков валютные лицензии?

Может быть, на самом деле глобальная цель — окончательно подорвать доверие к наличности и полностью перейти на пластик?

Варианты ответов:
- Нежелательно всё проверять — вдруг обнаружится, что мы бедны как церковные крысы;

- Государство не может (и, возможно, по каким-то неочевидным причинам не хочет) эффективно бороться с суперподделками;

- На самом деле суперподделки — некий неофициальный и не признаваемый инструмент реального регулирования мирового валютного рынка.

Из предложенных вариантов выберите тот, который вам больше всего понравился.

М.М.Востриков,
Советник председателя правления КБ "АГРОПРОМКРЕДИТ",
кандидат технических наук

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить