Ничейный дом

Муниципальные власти обогащаются новым жилфондом... без своего на то согласия
Куда ни кинь взгляд, все в нашей стране находится сейчас на стадии реформирования: энергетика, железнодорожный транспорт, ЖКХ, военное ведомство, т.д. Все стараются освободиться от тех сфер деятельности, которые в новых условиях становятся ненужными или не приносят прибыли. Называется это передачей объектов социально-бытового назначения (жилья, котельных, школ, больниц, детсадов и т.п.) в муниципальную собственность. При этом, естественно, возникают определенные проблемы.

ПРИНЯЛИ МУНИЦИПАЛЫ И ЖИЛЬЕ, И САМОСВАЛЫ

В муниципальную собственность Чернышевского района за четыре года железнодорожным ведомством передано 192 тысячи квадратных метров жилья в Чернышевске, Зилово и на линейных станциях, четыре школы и два детских сада. Кроме того, несколько единиц автотехники. Это три пожарные машины, два автосамосвала, бульдозер, автокран. На станции Зилово  в распоряжение муниципальной власти перешла отличная, по мнению местных руководителей, база с гаражами, пилорамой, столярным цехом, оснащенным новыми станками.
Поскольку станция Чернышевск-Забайкальский считается опорной, то в ведомстве Забайкальской железной дороги остаются медицинские учреждения, клуб, спортивный зал и ряд других объектов соцкультбыта.

По словам первого заместителя главы администрации района по вопросам связи, транспорта и ЖКХ Виктора Наделяева, радует то, что наконец-то железнодорожники и муниципалы нашли общий язык. Первыми выполнены все условия вторых. Позади многочисленные разногласия и порядком потраченные нервы. Ведь только заседаний высшего арбитражного суда по спорным вопросам было аж семь…

А ЗИМА НАСТУПИТ…

В Борзе из железнодорожной социальной сферы пока переданы в муниципальную собственность средняя школа № 240 и два детских сада.
Для передачи и приемки жилого фонда создается новая коммунальная структура, которую назвали “Железнодорожник”. В ее ведение должно войти более 70 тысяч квадратных метров жилья и четыре котельные, которые отапливают несколько микрорайонов.

И вот тут-то немалая загвоздка. Во-первых, новая служба в городе еще не укомплектована руководящими кадрами. А во-вторых, некоторые железнодорожные теплотрассы, их дома и особенно котельные настоятельно требуют ремонта. Между тем из последних уходят кочегары и другие специалисты на другую работу, где регулярно платят зарплату и есть льготы. К тому же квартиросъемщики сегодня в растерянности — они не знают, кому платить деньги за коммунальные услуги. Вот такая ситуация в городе, а отопительный сезон, понятно, не за горами. Другие объекты социальной сферы — старейший Дом культуры, отделенческая больница — пока остаются в ведении МПС и это, наверное, правильно.

НАМ ЭТОГО НЕ НАДО

Споры о передаче жилых домов, объектов образования и здравоохранения от Министерства путей сообщения в муниципальные образования уже давно не ведутся. По сути, все это “приданое” МПС вручает главам муниципальных образований без учета их желания. Хочешь или не хочешь — не столь важно, забирай строения — и делай с ними, что пожелаешь. А все потому, что высокое железнодорожное начальство когда-то пришло к выводу об убыточности этих объектов.


Порой, весь этот каменный и бревенчатый фонд отдается вместе со специалистами: врачами и педагогами, а если фонд жилой, тогда с жильцами. По информации пресс-службы администрации Читы, первого октября, согласно графику, городские власти приступят к приемке семи дошкольных учреждений образования и одной прогимназии. Первый этап приема-передачи уже осуществлен, акт между ЗабЖД и областным Комитетом образования подписан. Чиновники не утверждают того, что детские садики передаются потрепанными, в то же время они не ставят отличную отметку, отдавая предпочтение серединке, то есть оценке “удовлетворительно”. Детские садики переходят на баланс городской администрации вместе с игрушками, детьми и воспитателями. Осенью планируется заложить в областной бюджет сумму, необходимую для дальнейшей эксплуатации зданий и выплаты заработной платы воспитателям. Хорошо, если людей не затронет согласование многочисленных межведомственных организационных вопросов, и свои кровно заработанные они будут получать в срок.

Еще передается жилой фонд. Заместитель главы администрации Читы по ЖКХ Леонид Вовк заверил, что такой передачи жилья, которая проводилась между железнодорожниками и городом в 1999 и 2000 годах, уже не повторится. Во всяком случае, он не хочет воспроизводить промахи своих бывших коллег. Напомним, что в 1999 и 2000 годах мэром Читы был Александр Седин, который сейчас трудится заместителем начальника Управления ЗабЖД.

Тем не менее, как сообщил Леонид Вовк, в тот период железнодорожники передали под крыло читинской мэрии 21 здание. По приблизительным данным, около 150 миллионов рублей, необходимых для дальнейшей эксплуатации этих домов, в городской бюджет до сих пор не поступило.

Сейчас уже сложно определить, насколько законны и обоснованы претензии администрации  Читы к Управлению ЗабЖД. Если они действительно серьезны и обоснованы, то спор можно разрешить в суде. Ясно одно — состояние переданных домов не удовлетворяет нынешних руководителей ЖКХ, и они стараются как-то выправить ситуацию в пользу жильцов. Только с ограниченными финансовыми ресурсами это сделать крайне сложно.
Сказать, что железнодорожники так сразу все с себя скинули, тоже нельзя. Со слов Леонида Вовка, ЗабЖД оставила за собой те помещения, которые приносят ей доход. Вот и получается, как в мультфильме про кота Матроскина: корова колхозная, а молоко его.

Ладно, можно было бы махнуть рукой на проблему передачи подведомственных учреждений и жилья, как хотели бы этого железнодорожники, и не переводить чернила, если бы не одно большое “но” — регулярный рост железнодорожных тарифов. С одной стороны, МПС экономит, сбрасывая с себя все, что убыточно, с другой — этот сброс ну никак не отражается на кошельках простых граждан, которые, выстаивая кошмарные очереди, приобретают в кассе дорогой билет на поезд.

СБЕЖАЛИ И БРОСИЛИ

Минуло два года с того дня, когда войска с поспешностью великой покинули Сретенский гарнизон, оставив местной власти множество проблем, связанных с содержанием брошенных зданий и территорий. Именно брошенных, потому что ни на один жилой дом, даже переданный официально по акту, до сих пор не переданы паспорта строения.

Эти документы до сих пор отлеживаются в Нерчинской КЭЧ района. А на казарменный фонд и строения парков техники, как утверждают специалисты районной администрации, непосредственно связанные с приемом военного городка, паспорта вообще не были заведены. А эти здания должны быть переданы в управление местной власти для последующей реализации заинтересованным организациям и предприятиям.

Возможно ли оформить право собственности на строение без паспорта? Ответ очевиден: нет. Но военное руководство делает вид, что не знает об этом.
Фактически здания казарменного и паркового фонда, солдатской и офицерской столовых, гостиницы в течение двух лет являются бесхозными. Этим не замедлили воспользоваться местные мародеры, растащившие все, что не успели разломать и вывезти военные. Сегодня по некоторым зданиям уже неуместно ставить вопрос об их остаточной стоимости, разве что о стоимости сноса и рекультивации земельного участка.

Кстати, о рекультивации господа военные также предпочитают помалкивать. Будто не они оставили после себя захламленную территорию, развороченные гусеницами бывшие сельскохозяйственные угодья, превращенные военными в полигон и танковую директрису.

Порядочные люди, съезжая с временно занимаемой жилплощади, должны произвести ремонт. Таковы правила. Ну так это порядочные люди. В данном же случае складывается мнение, что бывшим хозяевам военного городка это качество, когда-то присущее лучшим русским офицерам, вовсе неведомо. А жаль.

ТЯНУТ-ПОТЯНУТ

Уже который год в Петровске-Забайкальском идет передача в муниципальную собственность объектов железнодорожного ведомства, но, судя по всему, конца ее не видно. Если передача городу средней школы и двух детсадов прошла более-менее нормально, то про жилье железной дороги этого не скажешь. И хотя уже принято 29 тысяч квадратных метров жилья, нервотрепки еще будет достаточно. Дело в том, что железная дорога никак не может отремонтировать свой пятиэтажный благоустроенный дом по улице Карла Маркса, а у города, естественно, нет сил и средств восстанавливать его. Такое положение дома вызывает возмущение жильцов.

Не в лучшем состоянии находятся жилые дома по улице Островского. Но до них так и не доходят руки нынешних хозяев. У городских властей есть  претензии и к состоянию объектов жизнеобеспечения, которые железнодорожники также не приводят в порядок перед сдачей. Котельные у них также не в лучшем состоянии. По этим причинам передача их оттягивается.

ВМЕСТО КОТЕЛЬНОЙ — ЖИЛОЙ ДОМ

Освобождаясь от ставших в тягость объектов инфраструктуры, железнодорожники не прочь еще и выгоду получить от этой акции. Третий год ведутся переговоры о передаче средней школы № 57 в ведение управления образования Сретенского района. Администрация района потребовала от железнодорожников выполнить в школе надлежащий ремонт, что было сделано. Однако железнодорожники отказываются передать вместе со зданием котельную, которая эту школу отапливает. То ли надеются получить прибыль от продажи тепла, то ли не хотят приводить ее в порядок для передачи. Зато, видя неуступчивость главы Сретенского района в этом вопросе, нашли обходной путь: подписали акт приема-передачи школы на высшем уровне.

Что ж, начальник Забайкальской железной дороги и Глава Администрации области свои подписи поставили. Однако объект считается принятым, когда акт подпишет его фактический будущий владелец, то есть глава района. А П. Прасов не торопится ставить свою подпись, пока не будут выполнены все требования. Отвечать-то в конце концов за все придется районной администрации. Котельная в акте пока не числится, зато откуда-то в нем появился жилой дом, о котором ранее разговора не было. Лихо сработано! Как говорится, махнули не глядя котельную на многоквартирный дом.

БУДЕТ ЛИ ФИНАНСИРОВАНИЕ?

“Хотим мы этого или нет, но принять жилье в муниципальную собственность при акционировании железной дороги будем обязаны, — заместитель главы Забайкальского района Г. Катанова принимает ситуацию как данность, неоспоримый  факт. — Часть объектов соцкультбыта уже содержится за счет средств местного бюджета: здания банно-прачечного комбината, бывшего клуба железнодорожников. Согласована передача двух детских садов в райцентре, начальной школы на станции Арабатук. На мой взгляд, нельзя принимать жилье без котельной: железнодорожники поначалу на это не соглашались, ссылаясь на то, что она обеспечивает теплом не только поселок, но и производственные объекты всей станции Забайкальск. Но при таком раскладе есть вероятность завышения ими тарифов до беспредела, что просто разденет район. Сейчас вопрос все же решается положительно, район уже участвует в доле при расширении мощностей котельной".

Беспокойство заранее вызывает дальнейшее финансирование из федерального бюджета содержания переданных объектов. Не избежать проблем с подготовкой  документации (прежде всего техпаспортов), ремонтом жилья. У Забайкальского района уже есть нерадужный опыт в этом деле: два бывших военных городка в Билитуе и Даурии сохранены исключительно благодаря муниципальным властям. По Билитуйскому городку есть решение правительства. Однако финансы поступают сверху крайне скудные и крайне нерегулярно. В Даурии городок все еще принадлежит военному ведомству, однако КЭЧ фактически устранилась от обслуживания. Не выделяются ни средства, ни материалы на ремонт. Чтобы не отдать ДОСы на разграбление, приняв позднее лишь голые стены, власти района вынуждены были создать муниципальное унитарное предприятие “Сарпис” и взять заботу на себя.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Проблема передачи (реализации) военных городков, оставляемых войсками СибВО в связи с изменением военно-политической ситуации, военной доктрины, процессами реформирования Вооруженных Сил, возникла в Забайкальском регионе во второй половине 80-х годов. Она значительно обострилась в 1991-2000 годах, когда войска оставили более 40 различных гарнизонов со всеми объектами инфраструктуры.

Существует эта проблема и сегодня. Достаточно сказать, что за 2001-2002 годы, по данным КЭУ СибВО, реализовано только 21 здание и помещение. Главное узкое место как при передаче, так и реализации — это несовершенство законодательства, сложный и длительный бюрократический процесс правового оформления, в котором, собственно, СибВО, его командование далеко не свободно в принятии решений и не правомочно по большинству вопросов.

На 2003 год планируется к реализации 36 военных городков — 860 зданий и сооружений, из них на 26 военных городков (716 зданий) получены распоряжения Министерства имущественных отношений РФ. На 10 военных городков — 144 здания, документы направлены в ГлавКЭУ МО РФ на оформление распоряжений МИО РФ. Распоряжения пока не поступили.

На объекты, на которые получены распоряжения МИО РФ, планы реализации переданы в территориальные комитеты по управлению имуществом. В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.97 г. № 122-ф “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, права на объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества, внесение в реестр имущества до продажи подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре и закреплены за балансодержателем.

Территориальные комитеты по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества без свидетельства о государственной регистрации прав собственности документы на реализацию не оформляют. В связи с отсутствием средств на оформление технических паспортов и получения прав собственности, КЭУ округа обратилось с ходатайством в ГлавКЭУ МО РФ о выделении денежных средств на вышеуказанные мероприятия.

А деньги нужны немалые. По расчетам специалистов БТИ и Регистрационной палаты, для оформления технических паспортов необходимо 148,2 млн. рублей и на оформление прав собственности — 43,1 млн. рублей, которых в округе нет. Все необходимые заявки и расчеты КЭУ СибВО в Москву направлены.
Есть и еще одна проблема — разграбление недвижимости. Тема неоднократно поднималась, в том числе и на страницах “Забайкальского рабочего”. Причина разворовывания военных городков — в очень длительном определении, из-за высокого уровня бюрократизма, их судьбы, а гражданская сторона или несвоевременно  принимает объекты, или ставит заведомо невыполнимые условия приема, или оформление передачи занимает длительное время. Возможности военной стороны не позволяют долго и с должной надежностью охранять оставляемые объекты, так как на это не предусмотрены силы и средства.

Сергей ЗАБЕЛИН, Александр КАРПЕНКО, Раиса ОЛЕЙНИК, Елена РЫЧКОВА, Игорь КУЛИКОВ, Анатолий ЛАМБРИАНИДИ, Юрий МАРТЫНЕНКО, Валерий ЩЕБЛАНИН.

Забайкальский рабочий

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить