Часы Людовика XVI стали украшением Царского Села

Этот шедевр художественной бронзы был создан в 1770 г., когда по случаю бракосочетания шестнадцатилетнего дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, и пятнадцатилетней дочери австрийского императора Франца I Марии-Антуанетты был заново декорирован ряд апартаментов главной резиденции французских королей – Версальского дворца.

Первоначально часы украшали большой кабинет дофина, а позднее, когда Людовик стал королём, они были размещены в королевской опочивальне, где и находились вплоть до трагических для супругов событий Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в.

Русский период истории бытования часов начался в 1798 г., когда они были куплены за 6000 рублей поставщиком русского двора К.-Ф.Лабенским для строящегося в Петербурге Михайловского замка – новой резиденции Павла I. В первой половине XIX в. часы «Мир и изобилие» находились в Мраморном дворце, а затем – в Эрмитаже.

В 1857 г. часы по распоряжению императрицы Марии Александровны, жены Александра II, были перевезены в Екатерининский дворец в Царском Селе.

Шедевр украсил один из парадных залов «золотой анфилады» дворца – Арабесковый, созданный в начале 1780-х гг. архитектором Ч.Камероном в стиле классицизма. Выполненные в том же стиле часы «Мир и изобилие» прекрасно гармонировали с утончённой и нарядной отделкой этого интерьера. Здесь они находились до 1941 г.

Ныне часы с аллегорической композицией, представляющей мир и благоденствие, украшают Картинный зал парадной анфилады Екатерининского дворца.

Художественные достоинства часов «Мир и изобилие» ставят их в один ряд с наиболее выдающимися образцами европейского декоративно-прикладного искусства эпохи классицизма, находящимися в музейных собраниях мира.

Они были созданы по рисунку выдающегося мастера XVIII в. Франсуа Буше знаменитым парижским мастером Жаном-Луи Приером. Часовой механизм является работой известных мастеров Антуана Пельтье и Шарля-Атана Пино.

Циферблат выполнен Дюбюиссоном, одним из трёх наиболее известных парижских художников-эмальеров того времени. Его ценность заключается, прежде всего, в размере – 24 см в диаметре. Цельные эмалевые циферблаты диаметром более 1 фута (31,5 см) научились изготавливать только в 1740-х гг.

Жители и гости столицы смогут полюбоваться этим шедевром французских часовщиков в Государственном Историческом музее на проходящей здесь выставке "Живая экспозиция".

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить