Предвыборные протесты: что могла бы сделать власть

Пролетая над гнездом протеста

Количество людей, вышедших на акции протеста по поводу недопуска некоторых граждан в кандидаты в депутаты Московской городской думы, определённо не отражает общей картины. Негативно воспринимающих создавшуюся ситуацию, может быть в разы больше. Они пока наблюдают. Об этом и говорит уловленный тренд на как бы независимых кандидатов. К примеру, судя по спискам, все кандидаты в депутаты МГД от "Единой России" — самовыдвиженцы.

Когда сами кандидаты считают, что имя их партии может снизить количество голосов на выборах и откровенно стесняются своей партийной принадлежности, избиратель может сделать вполне однозначные выводы — дела плохи и сам объяснит реальную причину отказа в регистрации неудобным конкурентам.

Суть протеста не в том, что существует массовое обожание отвергнутых претендентов на участие в выборах в МГД, а на основании чего им отказали в регистрации.

Недопущенные к выборам кандидаты признали, что есть проблемы с подписями и есть те из подписавших, кто числится в покойниках. По их словам, при равных косяках одни регистрируются, другие — нет. Отчего-то в судебных заседаниях им не дали возможности пригласить свидетелей — заявленных в подписных листах граждан, которых объявили "мёртвыми душами".

Если возмущённые отказом врут, то пусть уже получат возможность вынести свой конфуз на люди. Это как раз и отвечает принципу состязательности судебного процесса. Высказались одни, дали представить свою картину и оппонентам. Отказ в приглашении свидетелей со стороны тех, кого не зарегистрировали, тоже фиксируется и можно проверить протоколы — врут или нет.

Ошибки нотариусов и сборщиков подписей, конечно же, остаются нарушением, к которому можно придраться. Формально — возможно, но точно — не справедливо. Нотариус выполняет публично-правовую функцию от имени Российской Федерации. Выходит, что государство отказывает в регистрации за свой собственный косяк. Как так? И этот вопрос остаётся для других граждан без ответа. Молчание или лукавство плодят сомнения и унижают репутацию государства.

При всей моей сложившейся антипатии к персоне Ильи Яшина, одним из пунктов, по которому ему отказали в регистрации, является использование служебного положения. Ну тут хоть телевизор не включай, чтобы не подвергать эту вескую причину сомнению. Даже бизнес, недвижимость за рубежом и паспорта иностранных государств не всегда смущают, а тут такое лютое использование административного ресурса уровня городского муниципального округа.

Люди, далёкие от симпатий к так называемой несистемной оппозиции, это видят, думают и делают выводы. Если граждане считают, что в суде не всегда можно найти справедливость, беспристрастность и равноправие, то остаётся улица как единственный способ обратить внимание на свои проблемы. Каждый подумал о своём, но вышел по текущему поводу.

Если, по мнению большинства политологов из телепрограмм в стиле "Я вас не перебивал!", несистемная оппозиция не пользуется поддержкой избирателей, так ведь и нет ничего проще, чем это проверить экспериментальным путём. И тема будет закрыта, по крайней мере, на текущий избирательный цикл.

Государство в этом случае продемонстрирует прозрачность демократических процедур и, что важно, свою подлинную мощь, которая много существеннее физических усилий росгвардейца, прилагаемых к дубинке.

Замечу, что я крайне негативно отношусь к революционному тренду, хотя и адекватно воспринимаю реальность подобного развития внутриполитической ситуации. Вполне могут сойтись в одном реакторе существующие противоречия и жахнуть общественным Чернобылем, последствия которого будет невозможно прикрыть бодрыми репортажами федеральных телеканалов.

Митинги и шествия как раз придуманы именно для того, чтобы граждане могли выпустить пар, заявить о своих проблемах и требованиях. А у государства появляется возможность услышать и скорректировать свои действия для общей пользы.

Разумеется, есть существенная разница между массовыми беспорядками и мирными протестами. В этой теме должны приходить к общему знаменателю и власти, и организаторы мероприятий. Единственный способ — это соблюдение закона страны, вне зависимости от симпатий, антипатий и иных субъективных определений.

Конституционный суд России объяснил полиции, что винтить одиночные пикеты противозаконно, равно как и отхаживать дубинками тех, кто сам не нападает на представителей правопорядка. Более того, рассказал, что даже если протестная акция не согласована, то это не повод распускать руки.

Вообще, полезно знакомиться с документами, в частности с пояснениями Конституционного и Верховного судов Российской Федерации. 18 июня 2019 года Конституционный Суд России запретил органам власти отказывать в проведении публичных мероприятий, немотивированно ссылаясь на неопределённость форм и методов обеспечения порядка.

По теме согласования мероприятия и отказа в нём Верховный суд страны в своём постановлении №28 от 26 июня 2018 года внятно объяснил, что нарушение работы городского транспорта и неудобства пешеходов, не является основанием не только для отказа на проведение мероприятия, но и даже изменения места, маршрута и времени. Так в чём проблема? Закон тему отрегулировал, суд разъяснил, остаётся исполнять.

Законы, правда, могут быть предельно демократическими, почти как самая светлая на планете сталинская конституция, но, как говорится в одном неприличном анекдоте, есть один нюанс — разница между законом и правоприменением.

В законы всегда закладывается пространство для манёвра, чтобы государственной машине можно было талантливо вписываться в повороты. Вот только слишком большие амплитуды при маневрировании на фоне утраты чувства опасности неминуемо приводят к ДТП с тяжёлыми последствиями.

Из ничего протестные настроения не возникают. Замечу, что никакие миллионы германского кайзера не смогли бы сыграть ключевой роли в падении Российской империи. Никакая британская разведка и тогда ещё не столь популярный Госдеп США не смогли бы сковырнуть и песчинки с фундамента русской государственности.

Противоречия, глухота властей, сословная сегрегация, разрыв в доходах, лютая коррупция и создали все фатальные предпосылки для свержения русской монархии. С Союзом ССР налетели практически на те же грабли. Лозунг "Можем повторить!" мне лично симпатичен лишь в контексте приятного досуга.

Во время одного из митингов в Москве. Архивное фото

Читайте также:

Избиратель не хочет голосовать за "Единую Россию", но и за других тоже

Как изменить Россию при "неработающих микрофонах"

Эксперты оценили разгорающийся в Москве кризис

Митинговые сказки власти и оппозиции

Автор Василий Амирджанов
Василий Амирджанов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить