Трамп охладел к Китаю?

За прошедшую неделю президент Трамп принял новую и более конфронтационную позицию в отношении Пекина, включая возможное введение тарифов на сталь. Этот шаг означает разворот от более раннего подхода к Китаю, в котором КНР рассматривалась как возможный партнер для совместного решения проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На протяжении всей предвыборной гонки Трамп неоднократно критиковал Китай. Говоря о дефиците торгового баланса на майском ралли в Индиане, миллиардер заявил: "Мы не можем больше разрешать Китаю насиловать нашу страну". Всю избирательную кампанию он обещал перехитрить Пекин, если его изберут.

Но вступив в должность, Трамп, похоже, предпочел сотрудничество, а не конфронтацию. После встречи с генсеком Коммунистической партии Китая президент США в начале апреля выразил оптимизм в отношении диалога по Северной Корее и торговле. Он решил больше не называть китайцев валютными манипуляторами, сославшись на необходимость совместной работы по северокорейской проблеме.

Однако ставка в этом вопросе на Китай оказалось проигрышной. Китайцы неохотно оказывают какое-либо реальное давление на Северную Корею, поскольку у них есть стратегический интерес в сохранении режима чучхе. Северная Корея — хороший буфер между американскими силами в Южной Корее и китайской границей. Именно заинтересованность в собственной безопасности удерживает Китай от действий, способных дестабилизировать КНДР.

Более того, даже если бы это было не так, Пекин не обладает необходимыми рычагами давления, несмотря на то, что Трампу может казаться иначе. Казнь пропекинского дяди Ким Чен Ына Чан Сон Тхэка в 2013 году доказывает, что Северная Корея отказалась от своего крупнейшего благотворителя. В китайском понимании перекручивание рук может иметь неприятные последствия: например, превращение страны-отшельника в изгоя.

Когда надежды Белого дома не оправдались, президент и его команда не могли скрыть своего разочарования. Но наряду с порицанием кабинет Трампа все же предпринял некоторые шаги, которые, несомненно, рассердят Пекин. На днях минфин США установил санкции против китайской компании и двух граждан КНР за их связи с Северной Кореей. Кроме того, департамент по борьбе с финансовыми преступлениями потребовал, чтобы китайский банк, который помогал КНДР получить международные средства, был наказан. В политическом плане это гораздо серьезнее, чем рядовые заявления и упреки госдепа.

Администрация Трампа вынесла мораль из действий своих предшественников и укрепляет связи с региональными конкурентами Китая. До встречи Трампа с Нарендрой Моди его команда одобрила продажу 22 беспилотников Guardian MQ-9B, что в дальнейшем позволит Индии лучше следить за действиями Китая в Индийском океане. Но настоящее бешенство в Пекине вызывала оружейная сделка с Тайванем на полтора миллиарда долларов.

Однако недавние геополитические маневры Трампа не ограничились продажей оружия. На совместной пресс-конференции с Моди Трамп подтвердил участие Америки в военно-морских учениях "Малабар" с Японией и Индией. Эти учения не являются репетицией совместного сдерживания, скорее, они говорят о том, что чем больше Китай подрывает привычный порядок, основанный на правилах, тем больше он объединяет даже самые разные страны.

В то же время Трамп не оставляет надежды на сотрудничество с Китаем. 22 июня 2017 года на встрече с китайским государственным советником Яном Цзейчи он выразил заинтересованность в сотрудничестве в рамках инициативы "Один пояс — один путь". Совсем не исключено, что президент США, который однажды уже изменил свой подход к Китаю, сделает это снова.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить