Предчувствие большого европейского раздора

Изначально предполагалось, что брекзит сплотит Европу, но вместо этого он стал предвестником внутриевропейского раздора.

Лидеры ЕС встречались на саммите на прошлой неделе, экономический рост возвращается, проевропейские кандидаты выиграли в Нидерландах и Франции, да и брекзит выглядит так, будто может стать новым источником единства на континенте, а не очередным симптомом разделения. Лидеры основных стран-членов ЕС планируют раз в поколение обновлять политическую и экономическую системы. Но когда их внимание смещается на путь, по которому идет ЕС, становится ясно, что между общественностью и европейскими элитами нет консенсуса относительно интеграции и будущего Евросоюза.

За последние шесть месяцев агентства Chatham House и Kantar Public опросили более десяти тысяч рядовых граждан и около двух тысяч представителей элит — влиятельных политиков, владельцев СМИ, предпринимателей и лидеров гражданского общества в 10 странах: Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Польши, Испании и Великобритании.

Хорошей новостью для Европы является то, что элиты и простые граждане все же согласны друг с другом в некоторых вопросах. В обществе активно поддерживают европейскую солидарность и идею о том, что ЕС должен быть перераспределительным союзом. Когда 50% населения считает, что богатые страны-члены должны оказывать финансовую поддержку более бедным государствам, 77% верхушки согласны с ними. Большинство представителей элиты и обычных граждан также довольны ролью Германии и гордятся своей принадлежностью к единой европейской идее. Это неплохое предзнаменование для будущего Евросоюза.

Но опрос также выявил три важнейшие области разногласий: среди элиты, между верхушкой и рядовыми гражданами, а также между европейцами с различными ценностями. Если оставить без внимания эти очаги напряженности, то именно по ним может пройти линия разлома в дискуссиях о будущем ЕС.

Во-первых, внутри европейской элиты нет единого мнения относительно роли Брюсселя. 37% считают, что он должен получить больше полномочий, 28% хотят сохранить нынешнее положение, а число сторонников возврата полной власти к национальным органам перевалило за 31%. Отвечая на вопрос об идее Соединенных Штатов Европы, мнение разделилось практически поровну: 40% поддержали, а 47% высказались против. Тот факт, что даже среди элиты нет согласия относительно дальнейшего пути, вызывает опасения о возможном сохранении единства между странами-членами ЕС.

Во-вторых, взгляды сливок общества сильно отличаются от взглядов простых граждан, 48% из которых хотят, чтобы вся власть вернулась в национальные органы. Избиратели с такими предпочтениями — как правило, старше 45 лет, имеют только среднее образование и проживают в сельских районах или небольших городах. Во время выборов они обычно поддерживают евроскептиков.

Это несогласие между элитой и рядовыми избирателями также распространяется и на другие вопросы, многие из которых являются основополагающими для преодоления нынешних политических потрясений на континенте.

Обычные граждане гораздо реже, чем элиты, считают, что они выиграли от вступления в ЕС. В то время как почти три четверти высшего общества сообщают о личных выгодах от евроинтеграции. То, что 54% простых граждан считают, что в их стране было лучше жить 20 лет назад, должно стать поводом для серьезного беспокойства среди политиков.

Этот пессимизм в народной среде также находит отражение в том, что большинство людей (55%) полагает, что еще одна страна может покинуть ЕС в течение следующих десяти лет. Очевидно, что глобалистам необходимо начинать борьбу с разъединением. К слову, только восемь процентов граждан во всех десяти странах считают, что политики заботятся о том, что о них думают люди.

Отсутствие единства особенно заметно, когда речь заходит об иммиграции. Тогда как большинство представителей элиты считает, что она была бы полезна для их страны, укрепила бы ее культурную жизнь и не оказала бы существенного влияния на уровень преступности, гораздо более значительная часть населения ощущает, что иммиграция отрицательно влияет на их страну, и отвергает идею о пользе национальной культуры.

Выбор перед лидерами Евросоюза стоит гораздо более сложный, нежели естественное "больше" или "меньше" интеграции. Поскольку политикам надо продвигаться вперед, им придется взглянуть по-новому на предмет спора, чтобы отразить широту мнений своих граждан и поработать над устранением вышеописанных разногласий.

Как показал опыт Великобритании, неспособность понимать и уважать разделительные линии в общественном мнении может иметь серьезные последствия.

Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить