Украина объявила России вагонную войну

ВТО: Вход - рубль, выход - два

Украина подала в ВТО иск против России, связанный с ограничениями, введенными на импорт украинских вагонов и стрелочных переводов. Чем обернется этот иск для Киева и Москвы? Кто главный в ВТО? И насколько выгодно РФ членство во Всемирной торговой организации? Об этом Pravda.Ru рассказал завкафедрой политэкономии РЭУ им. Плеханова Руслан Дзарасов.

 - Руслан Солтанович, Украина подала во Всемирную торговую организацию иск против России, связанный с ограничениями, введенными на импорт украинских вагонов и стрелочных переводов. Насколько, на ваш взгляд, обоснован этот иск? И какова его природа? Это чисто экономический спор? Или есть политическая подоплека? Как вы прогнозируете дальнейшую судьбу этого иска?

 - Конечно, здесь политический компонент присутствует, и он очень значительный. Украинская сторона утверждает, что из-за того, что Россия перестала в 2013 году покупать вагоны, стрелочные переводы, рельсы и еще ряд товаров, связанных с железнодорожным транспортом, украинская сторона понесла большие потери. Товарооборот в этой области упал с 1 млрд 700 млн долларов в год до 50 млн долларов.

Я не знаю, насколько это объективно и точно подсчитано, но думаю, что это часть санкционной войны, которая идет между нашими странами.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк давно предъявляет претензии за потери, понесенные украинской стороной в связи с воссоединением Крыма с Россией, за якобы агрессию России на Донбассе. Можно припомнить, что некоторые беглые олигархи выиграли значительные претензии к нашей стране за рубежом.

Так что Украина здесь тоже пытается погреть руки, тем более что подошло время платить по долгам. В частности 3 млрд долларов, которые Россия одолжила Украине в 2013 году, подходит время платить. А у Украины нет средств, и она хочет этого избежать. Я думаю, что все с этим связано.

 - Есть ли вероятность, что этот иск будет урегулирован в рамках досудебной процедуры? Это не первый иск Украины к России. Чего-то они добились?

 - Да, конечно, это не первый иск. Но здесь, я бы сказал, особенно тяжелый случай. И я думаю, что досудебного урегулирования не будет, потому что если создать такой прецедент, то такая серия исков пойдет, что не расплатимся. Просто будут выдумывать любые поводы для подобных исков. Наверняка это дело затянется, потому что вообще рассмотрение таких дел, как показывает опыт, — длительная процедура. Полтора, два, а то и три года может пройти, прежде чем будет какое-то решение.

Но вообще говоря, ВТО — это организация, которая находится под негласным, но очень эффективным контролем развитых западных стран, используется для проведения в жизнь не только их экономических интересов, но и их политических интересов. А в связи с тем международным конфликтом, который вокруг Украины разгорелся и в который Россия глубоко втянута, я думаю, Запад не упустит случая использовать ВТО против нас.

 - А Россия бы могла подать иск против той же Украины по долгу за газ?

 - Я думаю, что с нашей стороны это, прежде всего, политический вопрос. В ответ на ту роль, которую нынешний проамериканский режим в Киеве играет в отношении Донбасса и в отношении нашей страны, Россия должна занять жесткую позицию в экономике тоже, а не делать уступки, поставлять газ со скидками.

Но Россия по каким-то непонятным мне причинам еще не применила экономическое оружие в таких масштабах, которых требует ситуация. Ведь можно действовать не только в рамках ВТО, тем более что это дело очень длительное и будет решаться предвзято. Но есть более сильные средства.

Надо требовать выплату наших долгов, но это вроде мы делаем. Не идти на серьезные уступки по газу. Украинская экономика гораздо больше зависит от российской, чем российская от украинской. И здесь можно открыть второй фронт в поддержку Донбасса. Возможно, к этому мы придем.

От нашей решимости использовать экономические отношения, как часть способов отстаивать свои государственные интересы на Украине, зависит и то, будем ли мы пользоваться таким инструментом, как иски в рамках ВТО, или нет.

 - За 20 лет существования ВТО в нее подано 499 исков. Какие споры преобладают?

 - Конечно, претензии по любым отраслям возникают. Большая часть исков подается развитыми странами на развивающиеся страны. Страны со слабыми экономиками и небольшим политическим весом в современном мире через такие международные организации отстоять свои интересы не могут.

Насколько мне известно, из африканских стран практически не было исков, от России тоже не было. Россия, конечно, помощнее, чем африканские государства, но у нее тоже немного шансов добиваться своего через механизмы ВТО, потому что там абсолютно господствует западный транснациональный капитал, их юристы.

Они используют это механизм для того, чтобы принуждать периферийные, развивающиеся страны открывать свои экономики. Для этого они используют, в частности, и иски ВТО, а сами имеют очень широкий набор не тарифных барьеров, которые формально не входят в противоречия с установлениями ВТО, но действуют очень эффективно, закрывая западные рынки. И отношения Украины с ЕС — это яркий пример.

Пресловутый договор об ассоциации Украины с ЕС Януковичем отвергался, потому что для выхода украинских производителей на европейский рынок надо добиться соответствия украинской продукции более чем 20 тысячам различных технических регламентов, которые приняты в ЕС. Экономисты подсчитали, что требуется в течение трех лет вложить 160 млрд евро для того, чтобы перейти на эти стандарты!

Особенно это важно, учитывая что при вступлении в действие этого соглашения, которое новым режимом подписано, Россия будет вынуждена начать поднимать тарифные барьеры на пути украинских товаров, иначе весь дешевый ширпотреб из Европы без всяких тарифов хлынет на наши рынки и на рынки других стран Таможенного союза. Этого мы не можем допустить.

Введение этого соглашения в действие означает, что российский рынок Украина теряет, а на европейский рынок выйти так и не сможет. Вот эти явно неравные условия торговли ВТО никак не регулирует в пользу стран типа Украины.

 - То есть это схема распространенная?

 - Да, совершенно. А вот если мы начнем что-нибудь подобное делать, то против нас пустят в ход иски ВТО. Ведь ту же самую проблему с украинским экспортом, который мы так снизили, тоже можно трактовать с точки зрения технических регламентов, как это делает Европа. Но нас механизмами ВТО можно за это приструнить.

 - А среди развитых стран противоречия в ВТО есть? Там иерархия строгая?

 - Конечно, там противоречия возникают. Во-первых, чтобы контролировать мировую экономику, западные страны обычно объединяются. А во-вторых, внутренние противоречия у них решаются на основе определенных взаимных уступок и компромиссов, обеспечивающих доминирование Соединенных Штатов.

Например, США предоставляют Западной Европе так называемый "ядерный зонтик". С другой стороны, они используют американские войска в Европе для того, чтобы усиливать влияние над элитами европейских стран. Европа должна расплачиваться определенными экономическими уступками.

Договор о трансатлантическом партнерстве не случайно готовится в тайне. Мы мало что знаем об особенностях и условиях, которые там предусмотрены. Эксперты считают, что он предусматривает большие выгоды американского капитала.

В открытых источниках мы видим рассуждения американских экспертов о том, что Европа многим обязана Соединенным Штатам. Поэтому теперь Европа должна отдавать долги США, взять на себя часть американского долгового бремени в виде обеспечения экспортных преференций Америке.

 - Многие ставят вопрос, что России надо выйти из ВТО. Как вы считаете? Какие у нас перспективы, плюсы и минусы от пребывания и выхода?

 - ВТО создало некоторые благоприятные условия только для наших экспортеров. А наши экспортеры, в отличие от Китая, не производители обрабатывающей промышленности. Мы в основном экспортируем энергоносители либо продукцию с весьма низкой степенью передела сырья типа чугуна.

А на нашей обрабатывающей промышленности вступление в ВТО сказалось очень неблагоприятно. Поэтому, я считаю, что у нас однозначно там больше минусов, чем плюсов.

В то же время выход из ВТО осложнен положениями его устава, что надо заплатить гигантские штрафы и пени за выход из ВТО, за не полученную нашими партнерами выгоду и тому подобные вещи.

Но антироссийские санкции, принятые совершенно вразрез с рыночной идеологией с буквой и с духом ВТО, создают форс-мажорные обстоятельства для России.

Юридически она имеет полное право ими воспользоваться для того, чтобы поставить вопрос о своем выходе из ВТО без уплаты этих штрафов и пеней. Я считаю, что это было бы защитой наших государственных интересов.

Также по теме:

Почему Запад привык жить в долг

ВТО: РФ защитит экспортеров, открыв тыл?

Нездоровая конкуренция - в правилах ВТО

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить