Медведев ослабляет бюджетные гайки

Президент России сделал то, о чем долго говорили муниципальные, региональные и прочие руководители за пределами Садового кольца: начал в стране децентрализацию власти и бюджета. Процесс, внешне выглядящий как скучные заседания чиновников, на самом деле касается каждого.

Речь идет об изменении принципа формирования всех бюджетов — от поселкового до федерального. Многие помнят, насколько актуальной эта тема была в начале 90-х: поняв фразу президента Ельцина "Берите суверенитета столько, сколько проглотите" буквально, многие регионы, например Татарстан и Башкирия, почти перестали перечислять собранные налоги в Москву. От бюджетного сепаратизма до сепаратизма как такового — один шаг. И многие регионы этот шаг сделали, возникла реальная угроза развала страны.

Поэтому первое, что сделал на должности президента Владимир Путин, — выстроил пресловутую вертикаль, главным элементом которой является не столько назначаемость губернаторов и мэров, сколько именно бюджет, радикально перераспределенный в пользу Федерации. Будь мэр или губернатор избран хоть сотней процентов голосов, без денег он сделать все равно ничего не сможет. Собственно, власть — это и есть деньги.

В тот момент такое "закручивание гаек" было оправданным. Теперь же излишняя централизация бюджета тормозит развитие страны.

Если грубо, сейчас система межбюджетных отношений выглядит так: налоги, собранные на территории города Х, почти целиком уходят в бюджет региона, а оттуда почти целиком — в федеральный бюджет. И уже из Москвы деньги распределяются в виде прямых трансфертов, многочисленных целевых программ и по массе других каналов.

Читайте также: Медведевский НЭП

Это создает многочисленные перекосы в финансировании: скажем, деньги выделяются на ремонт больницы, тогда как ремонт мог бы подождать, зато срочно нужно закупить какой-нибудь томограф. Случаются многочисленные случаи задержек платежей: деньги на посевную нужны именно и только весной, а они часто поступают в регионы, например, осенью. Естественно, при такой системе межбюджетных отношений увеличивается и вероятность коррупции. Но главная проблема состоит в том, что у местных властей нет ровным счетом никаких стимулов холить и лелеять в своих городах предпринимателей, предоставляя им различные льготы, субсидии и просто оказывая помощь. Потому что золотое яичко, которое снесет курочка, будет сразу же отправлено в Москву.

В то же время именно к местным и региональным властям адресовано абсолютное большинство претензий граждан — от текущей канализации и состояния дорог до социальных льгот и цен на услуги ЖКХ. А что они могут сделать, если у них элементарно нет денег?

Поэтому, сказав на Петербургском форуме "а" относительно децентрализации власти и бюджета, президент России немедленно сказал и "б": группы под руководством сразу двух вице-премьеров уже приступили к работе. Дмитрий Козак и Александр Хлопонин уже к 22 июля 2011 года должны подготовить предложения, касающиеся "изменения законодательных и организационных основ" управления в стране. Давая вице-премьерам такое поручение, президент отметил, что имеет в виду именно "идею децентрализации, перераспределения полномочий, передачи части финансовых полномочий" от федерации к регионам и муниципалитетам. "Это — назревшие перемены", — справедливо заметил Дмитрий Медведев. Две группы под руководством сразу двух вице-премьеров созданы, во-первых, в силу важности задачи, во-вторых, потому что президент хотел бы, чтобы взгляд на проблему был "с разных углов".

Вряд ли это как-то связано с предстоящими выборами: рядовой избиратель, во-первых, едва ли разберется в тонкостях межбюджетных отношений, во-вторых, не успеет до выборов почувствовать никаких плодов децентрализации: процесс это долгий и сложный. Однако то, что его нужно начинать, очевидно всем.

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить