Мошенничества с банковскими картами

Как избежать ЧП с банковской картой

Калужские полицейские задержали 29-летнюю местную жительницу, подозреваемую в краже банковской карты и незаконном присвоении чужих средств. Жертвой стала подруга задержанной. Женщина, увидев, что подруга расплачивается за покупки при помощи карты, но при этом ПИН-код не вводит, стала время от времени незаметно брать у пострадавшей банковскую карту.

Полиция не уточняет, как именно "предприимчивая" женщина, кстати, ранее судимая, обналичивала деньги, ведь без знания ПИН-кода банкоматом воспользоваться нельзя. Впрочем, такая "обналичка" — уже "дело техники". Можно купить товар по безналичному расчету, а потом вернуть его в магазин, получив "живые" рубли. А можно и сразу договориться с продавцом, уступив ему несколько процентов с суммы за якобы совершенную, а потом возвращенную покупку — сославшись на срочную необходимость в наличных деньгах.

Сама же потерпевшая, со счета которой было снято в три приема 30 тысяч рублей, узнала о краже лишь через 3 месяца, когда банк сообщил ей о кредитной задолженности. Женщина обратилась в полицию и злоумышленницу удалось вычислить. Теперь подозреваемой грозит до 2 лет лишения свободы по статье 158 УК РФ "Кража".

Тем не менее, возникает неизбежный вопрос — а как такое вообще могло произойти? После перехода на "чипованные" платежные карты большинством банков у многих возникло мнение о едва ли не абсолютной надежности такого "пластика". Что часто поддерживают и сами банки — в своей рекламе.

На самом деле, безопасность карты, содержащих "чип", микросхему, идентифицирующую владельца счета, вместо прежней магнитной полосы, возросла лишь по одному пункту — ее стало практически невозможно подделать. Но это, опять же, касается только "чипа". Однако каждый владелец новомодной пластиковой карточки сам может на нее взглянуть — и увидеть, что кроме желтенького металлического овала, напоминающего СИМ-карту мобильного телефона, на его платежном средстве все равно, как правило, присутствует магнитная полоса.

Дело не в консервативности банкиров — точнее, в консервативности только владельцев торговых точек. У многих из них для оплаты товаров и услуг применяются POS-терминалы еще старого образца, "чипы" просто не читающие. Для этого финучреждения и дополняют современные чипованные карты еще и устаревшей магнитной полосой.

Но тем самым сохраняются широкие возможности и для мошенников, особенно промышляющих "скиммингом" — воровством данных с банковских карточек. Для этого, в простейшем варианте, нужен лишь "скиммер", специализированный сканер, вставляющийся в щель банкомата, считывающий данные с магнитной полосы — и камера, записывающая ПИН-код, который вводит на банкоматной клавиатуре владелец карты. И все — через некоторое время точная копия "электронного кошелька" будет сделана — а знание ПИН-кода поможет мошенникам очень быстро сделать этот кошелек пустым.

Читайте также: Каждому россиянину - по "цифровому ангелу"

Напомним, даже если указанная карта будет с чипом — для копирования будет достаточно и магнитной полосы. Во всяком случае, в устаревших POS-терминалах за товары и услуги такой подделкой можно будет расплатиться.

Но вернемся к покупке без введения ПИН-кода. На самом деле, такая возможность — не какое-то упущение банка, а, наоборот, признак высокого статуса клиента, которому вручается карточка. Правда, при этом владелец должен расписаться в чеке, выданном продавцом.

Можно заметить, что на форумах соответствующей тематики число довольных и недовольных таким порядком вещей разделено почти поровну. Одних возмущает то, что продавец или официант взяли у кого-то карту и без участия владельца, прокатив ее по терминалу, сняли необходимую сумму. Другие, наоборот, недоумевают: "У меня потребовали ввести ПИН-код, а с какой стати я должен это делать, особенно если на меня смотрит в этот момент куча чужих глаз, начиная от кассира и заканчивая соседями".

Действительно, подсмотрев комбинацию всего из четырех цифр (которые легко запомнить, особенно при медленном наборе), опытный карманник быстро может "приватизировать" чужой "пластик". Кстати, доказать банку факт мошенничества, если снятие средств произошло с введением секретного ПИН-кода, который не знают даже банковские сотрудники, очень трудно, почти невозможно.

С оплатой же без введения кода, с подписью на чеке, дело обстоит несколько более оптимистично для обворованного человека. Если подпись будет признана поддельной, банку придется возвращать деньги. Просто в этом случае, он, скорее всего, направит встречный иск в торговую точку, сотрудник которой и должен был провести идентификацию клиента — сличить образец подписи на карточке и на чеке и потребовать документ, удостоверяющий личность покупателя.

Можно предполагать, что в описанной в начале статьи истории ничего этого сделано не было. Увы, кассиры просто физически не всегда успевают применять элементарные меры безопасности — и вполне могут отпустить товар по банковской карточке.

Также не все владельцы пишут на картах образец своей подписи — да ее, если она не очень заковыристая, не очень сложно и подделать. А от введения ПИН-кода, даже если на этом настаивают кассиры, по правилам платежных систем покупатель может и законно отказаться, просто нажав красную кнопку на POS-терминале.

Читайте также: Осторожно - банковская "липа"!

Исходя из вышеуказанного, понятно, что нельзя относиться к платежной карточке в духе популярного мифа о том, что "этот кошелек совершенно надежен". Он надежен лишь в той мере, что и кошелек обычный, то есть пока его не украли (или потеряли). После этого, особенно в случае халатности кассиров, деньги очень быстро могут перекочевать в карман злоумышленника — даже без знания секретного ПИН-кода.

Чтобы избежать этого, можно предпринять некоторые меры. Первое — подключение СМС-информирования о всех транзакциях с вашей картой. В этом случае, при поступлении информации о платеже, который вы не делали, карту можно быстро заблокировать — заодно сообщив, что платеж является мошенничеством. Что, правда, не означает автоматической гарантии возврата средств — для этого банк должен будет провести расследование, которое может растянуться на месяцы и годы.

Еще одна неплохая мера — установление небольшого лимита на снятие денег в течение суток. Если он, скажем, 10 тысяч рублей максимум, то больше этой суммы вор не сможет снять при всем своем желании, будь на счету хоть миллион. Если же вдруг потребуется миллион, то большинство банков позволяет повысить указанный лимит по телефону в течение нескольких минут перед снятием денег.

Но если преступление уже произошло, необходимо тут же писать два заявления. Одно — в банк, другое — в местное отделение полиции. Оба таких заявления резко повышают шансы на успех в возвращении украденных денег. Тем не менее, 100-процентной гарантии от такого рода мошенничеств, как показывает и мировая, и отечественная статистика, увы, все равно не существует.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру