Небо из бронзового века очистили от подозрений

«Небесный диск из Небры» - с древнейшим из известных изображений космоса - стал сенсацией еще до того, как попал в руки ученых. «Находка века», на которой имеется реальное расположение астрономических объектов, сделанное в период бронзового века, все-таки оказалась подлинной – хотя поначалу ее приняли за умелую подделку. Однако это еще не означает, что на «черном рынке» археологии больше не встречается фальшивок.

«Небесный диск из Небры» (Himmelsscheibe von Nebra) был обнаружен в июле 1999 года в Германии расхитителями кладов, которые повредили бесценную находку ударом киянки. Этот бронзовый диск диаметром более 30 см и весом более 2 кг, на темно-малахитовом поле которого изображены небесные объекты: Солнце, серп Луны и звезды. Подвоха следовало ожидать не только со стороны специалистов по подделкам. В начале 20-го века одесские ювелиры изготовили немало «скифских древностей», которые до сих пор блистают чистым золотом в музеях и частных коллекциях. В случае с диском следовало иметь в виду следующее обстоятельство. Языческие культы в нацистской Германии преподносились пропагандой в качестве исконной религии арийцев. Подлинность этого уникального памятника проверить оказалось нелегко.

Специалистам известно, что сравнительно нетрудно подделать почти любой в отдельности взятый элемент, но практически невозможно воспроизвести весь комплекс качеств исторического памятника, включая его историческое окружение. Соответственно, проверка подлинности археологического памятника во многом совпадает с его комплексным научным исследованием. «Небесный диск», найденный на горе Миттельберг (252 метра) чуть выше городка Небра по течению речки Унштрут, оказался подлинным. В данном случае сенсация состоялась!

В 2002 году, когда начались раскопки на месте обнаружения диска, шведский торговый дом выставил на аукцион 2 подсвечника 18 века из Аугсбургского столового сервиза, принадлежащего архиепископу-курфюрсту Фридриху-Вильгельму фон Вестфален, каждый стоимостью 11 тысяч евро. Экспертиза, проведенная сотрудниками лаборатории археометрии штуттгартской Академии искусств, вынесла заключение: «технически изделие выполнено безукоризненно. Ствол – отлит, подставка – выкована. Отчетливо виден герб архиепископа-курфюрста Фридриха-Вильгельма фон Вестфален, маркировка города Аугсбург и клеймо известного кузнеца. Артефакт вызывает к себе доверие». Однако в период с 1995 по 2000 гг., как пишет WELT ONLINE , на рынке уже имелось 11 точно таких же подсвечников. Некоторые из них можно было даже лицезреть на выставках. Это вызывало большие и вполне обоснованные претензии.

Искусствовед Рихтер был весьма озадачен, когда не обнаружил на подсвечнике типичного для сервиза выгравированного инвентарного номера. Ему пришло в голову изучить состав и структуру изделия под рентгеновскими лучами. Расстройству его не было предела – в подсвечнике содержался тяжелый металл кадмий, который в 18 столетии еще не применялся. Напротив, концентрация другого металла – висмута – оказалась на удивление низкой. Кроме того, Аугсбург – это знаменитая метрополия по производству серебра, а его состав практически не изменился за два прошедших века. Для серебряных изделий, вышедших отсюда, характерно содержание золота менее 0,1 процента. Все это однозначно свидетельствовало, что подсвечник - подделка.

Окончательный вывод был сделан в 2007 г., когда подсвечники проверили в центре археометрии имени Курта-Енгельхорна, где провели тест на радиоактивность свинца-210. Во всем металлах его содержится достаточно малое количество, поскольку после изготовления предмета, он распадается в период от 100 до 150 лет, пока вовсе не исчезает.

Профессор Эрнст Перникка, руководитель центра археометрии института древней и ранней истории в Тюбингене утверждает: «То, что прошло через наши руки, оказалось по большей частью подделкой. На рынке произведений искусства обращается более 10 % фальшивок, изготовленных за последнее время». Нелегальная торговля фальшивым антиквариатом, по данным немецкой полиции, занимает третье место, после торговли людьми и наркотиками. Во многом его обороту способствует и Интернет.

В лаборатории археометрии, которая постоянно расширяется, сумели датировать даже артефакты, выполненные из керамики. Все керамические изделия излучают радиоактивность, поскольку содержат природный уран, торий и калий. Эта незначительная радиоактивность становится заметной для глаза, если предмет разогреть до 500 градусов по Цельсию. Чем старее керамическое изделие, тем это свечение больше.

Благодаря данному методу былиобнаружены некоторые подделки. Например, в собрании одного из музеев города Мангейм находилась китайская статуэтка лошади, покрытая глазурью, которую датировали 14-м веком. А также экземпляр западно-африканского искусства – бронзовое литье с керамическим сердечником, которому насчитывалось якобы более 500 лет.

Порой случаются очень забавные истории. Ученые помогли некому покупателю удержаться от приобретения средневекового культового иудейского сосуда, который во время погрома был якобы выброшен в Сену и случайно найден во время проведения очистительных работ на этой парижской реке. Продавец заверял, что очистил сосуд от ржавчины, поскольку первоначально не имел понятия от его ценности. У исследователей такие объяснения вызывают законную усмешку.

- Коррозию очень сложно подделать, - говорят эксперты. – В углублениях сосуда мы обнаружили частицы ржавчины. Анализ показал, что зеленый порошок – это нечто иное, как нитрат меди. Эти соли прекрасно растворяются в воде, так что эта вещица никак не могла долгие годы находиться в водах реки. Большинство подделок, для придания им патины, обрабатывается азотной кислотой.

Кажется, с технической стороны все в порядке. Современные технологии в состоянии отличить подделку от настоящего раритета. И тут в дело вступает человеческий фактор: аукционные дома, как правило, скрывают имена своих поставщиков. Господин Рихтер не удивлен: «В противном случае им нечего будет выставлять на торги».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить