Вице-премьер Киргизиипозвал в Таможенный союз Японию и Южную Корею

Таможенный союз расширили до Японии?

Вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев позвал в ТС Японию и Южную Корею, обосновывая свой призыв расширением экономического влияния. Также в прямом эфире "Точки зрения" на видеоканале "Правды.Ру" вице-премьер Сирии Кадри Джамиль заявил о том, что его страна может вступить в ТС. Насколько же подобное расширение Таможенного союза оправдано?

Надо заметить, что в самой Киргизии еще продолжаются дебаты на тему вступления в Таможенный союз, членами которого на сегодня являются Россия, Белоруссия и Казахстан. Помимо Киргизии, вступить в ряды участников ТС подумывают Армения, Абхазия, Южная Осетия и Сирийская арабская республика, которые накануне уже начали переговоры с Белоруссией и Казахстаном. Очевидно, что ни одна из перечисленных стран не является ведущей экономикой мира. И это не просто совпадение, как могло бы показаться премьеру Киргизии, который сделал заявление, наталкивающее на мысль, что этот высокий чиновник имеет весьма скудные представления о ТС.

На конференции в Сеуле Джоомарт Оторбаев заявил буквально следующее: "Таможенный союз имеет все шансы стать эффективным членом Евразийского экономического союза. Я предлагаю Корее и Японии также вступить в Таможенный союз и расширить экономические возможности".

Читайте также: Таможенный союз набирает мощь

"Правда.Ру" обратилась к экспертам с вопросом, как можно оценивать исходящее от премьера Киргизии приглашение в Таможенный союз крупных восточных игроков?

"Прежде чем оценивать подобные предложения, необходимо отметить следующее: Киргизия пока еще является кандидатом в члены Таможенного союза, поэтому она юридически не имеет права приглашать кого-либо в данную организацию, — делится своим мнением руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян. — Вторая составляющая, о которой можно говорить с учетом возможных перспектив расширения ТС, — интересы базовых стран, образующих Таможенный союз (я имею ввиду интеграционную тройку: Белоруссию, Казахстан и Россию), правила, которые предъявляются при вступлении в ТС новых членов, требования и соответствие целей новых стран интересам образующих, базовых государств ТС.

С этих точек зрения возможности вступления Японии, Южной Кореи, любой европейской страны пока видятся абсолютно преждевременными и необоснованными. Ибо первоначально цель формирования Таможенного союза — это мобилизация экономических усилий для того, чтобы сформировать более конкурентоспособное представительство своих экономик в мировом экономическом сообществе. Поэтому в данном случае превращение ТС в некий клуб стран лишь только по признаку количества и звонких имен участников этой коалиции представляется совершенно популистским и не соответствует никаким экономическим требованиям и реалиям, которые на сегодня имеют место быть".

Читайте также: ВТО обязывает. Россия судится с ЕС

Меж тем расширение Таможенного союза именно в сторону восточных стран некоторые эксперты считают весьма важным для одного из участников объединения — для России. "Существует большая проблема действительно открытости российской экономики на восток и юго-восток, — считает экономист, доктор экономических наук и профессор МГУ Александр Бузгалин. — И в данном случае принципиально значимой является система "матрешки". Я не думаю, что Корея или Япония или какие-то другие страны такого масштаба будут входить в ТС с нами. Однако создание системы отношений по принципу матрешки: очень тесных, менее тесных, еще менее тесных, но соединенных единым вектором — принципиально значимо".

Именно таким образом, как замечает профессор МГУ, формировался Европейский союз: сначала появилось "небольшое твердое ядро, которое постепенно усиливало интеграцию, вокруг него создавались периферийные кольца, все более и более мягкой интеграции и каждый раз делались последовательные шаги — не жесткие, не однозначные, с отступлениями, с продвижениями вперед".

"Вот такая нелинейная долгосрочная программа расширения с пространствами более или менее жесткой интеграции, мне кажется, — то, что необходимо России, и то, что будет эффективно и интересно для развития странам дальней Азии", — подчеркивает Александр Брузгалин.

Читайте также: Киев и Минск готовят заговор против России

Если же перенести заявление киргизского премьера из области юридической в область финансового прогнозирования, то оно перестанет казаться столь противоречащим целям ТС. Как подчеркнул аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, если хоть на секунду предположить, что крупные развитые экономики вступят в торговую зону с Россией, Казахстаном и Белоруссией, то это крайне положительно отразится на их ВВП.

"Основный смысл торговых союзов — это то, что они способствуют активизации торговли между странами-участниками за счет сокращения ряда торговых барьеров. Возможно, это какие-то налоговые послабления, таможенные и так далее. Это все способствует увеличению темпов роста ВВП и созданию рабочих мест, то есть преодоление безработицы. Если говорить о ТС, у нас эта система не очень эффективна, потому что у нас страны — Казахстан, Белоруссия и Россия — это сырьевые экспортеры.

Торговля обычно наиболее активно ведется между странами, которые потребляют экспорт, и поставщиками. А у нас в союзе все страны — именно поставщики экспорта. Если в Союз будет принята какая-нибудь развитая страна, которая может потреблять экспорт, то это будет, конечно, в итоге вести к усилению, увеличению объемов внешней торговли, и это будет способствовать большим темпам роста. То есть, потенциально вступление Японии и Южной Кореи было бы эффективно для России и для членов ТС", — заключает Тимур Нигматуллин.

Читайте также: Уступить Украине - потерять ТС

Как бы то ни было, на фантастическое приглашение Джоомата Оторбаева пока не ответили ни представители Японии и Южной Кореи, ни полноправные члены ТС. И по всей видимости, оно так и будет восприниматься исключительно на уровне анекдота.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить