Великобритания больше не производит автомобили

Автомобильной промышленности Великобритании больше не существует. Последний британский автопроизводитель MG Rover остался без средств к существованию и остановил свои конвейеры в четверг. 6.000 рабочих предприятий компании готовятся к массовым увольнениям. Еще 15.000 рабочих могут потерять свои места на предприятиях-смежниках. Сейчас на автоконцерне ждут ввода внешнего управления.

Таков результат цепи взлетов и падений одной из старейших автомобильных компаний мира, ведущей свою историю с XIX века. На этот раз решающей каплей стал провал переговоров с китайским концерном Shanghai Automotive Industry Corp (SAIC) о сотрудничестве и инвестициях. Напомним, в случае удачи, правительство Великобритании должно было предоставить MG Rover гарантийный займ в размере 100 миллионов фунтов стерлингов. Теперь о кредите придется забыть. Министр промышленности и торговли Великобритании Патриция Хьюитт заявила о возможности назначения на британском автоконцерне внешнего управляющего.

"По сути дела, SAIC дала понять, что не сомневается в будущем банкротстве MG Rover, а потому нет смысла заключать сделку", — говорит Хьюитт.

История MG Rover характерна для всей автопромышленности Великобритании. Англия на рубеже XIX-XX веков была одной из колыбелей автомобилестроения, к сегодняшнему дню не осталось ни одной английской автомобильной марки, которая бы принадлежала англичанам.

Компания MG Rover развивалась путем объединений, перегруппировок и слияний с многими знаменитыми брэндами британского автомобилестроения. Историю компании MG Rover принято вести от того момента, когда на доселе неизвестное предприятие приел Герберт Остин — легендарный английский автопромышленник. Именно при нем началось производство культовой марки Austin, ставшей таким же символом Великобритании, как суперагент Джеймс Бонд, который, кстати, неоднократно показывался на экране за рулем шикарного Austin Martin. В историю английского автопрома навсегда войдут Austin seven, Mini и Metro. В разное время компания производила автомобили под брэндами Triumph, Austin, Land Rover и Morris.

Но уже в 1984 году чопорные английские традиции разбавились влиянием японской Honda. Сотрудничество с Honda привело к появлению нового модельного ряда, в основе которого был Rover 200, являвший собой переделку японской машины Honda Civic.

В 1988 году Rover Group была продана компании British Aerospace. А в начале 1994 года Rover Group была передана немецкому автопроизводителю, компании BMW. BMW владела Rover Group с 1994 по 2000 г., но отчаялась вывести ее из кризиса и даже собиралась закрыть производство автомобилей в Великобритании. Под давлением общественности и правительства страны BMW пошла на широкий жест: подразделение MG Rover немецкий автогигант продал компании Phoenix Venture Holdings, представляющей интересы четырех бизнесменов из Бирмингема, за символическую плату — 10 фунтов. За годы владения MG Rover немецкая компания вложила в нее 550 млн фунтов, а после продажи взяла на себя пенсионные обязательства перед ее бывшими сотрудниками. Чтобы хоть как-то покрыть убытки, понесенные BMW в MG Rover, подразделение по производству внедорожников Land Rover было продано Ford, а права на марку маленьких городских машин Mini остались у BMW.

Новое руководство MG Rover не оказалось если не успешнее предыдущих, то уж точнее более жадным.

В 2002 году владельцы MG Rover в 2002 года назначили себе и гендиректору Кевину Хоу годовое вознаграждение в размере 3 млн фунтов каждому. Для сравнения: директора преуспевающей BMW получают в два раза меньше.

В 2003 году пять директоров Phoenix Venture Holdings положили себе в карман более 22 миллионов евро, а убытки компании MG Rover составили 127 миллионов евро.

Параллельно MG Rover вела переговоры с китайской компанией SAIC. Сотрудничество предполагало создание СП и инвестиции китайского автопроизводителя в размере 400 млн. фунтов ($750 млн.), которые должны были почти целиком покрыть старые долги Rover перед BMW в размере 427 млн. фунтов. Но, как известно, переговоры закончились провалом.

Владельцам автомобилей производства MG Rover не стоит беспокоится, уверяют дилеры компании. "При любом сценарии развития компании 3 миллиона автомобилей MG и Rover по всему миру ни в коем случае не останутся без технического обслуживания и запчастей. Поэтому нет поводов для беспокойства", — говорит Жевако Нина, представитель MG Rover Moscow.

Судьба других английских автопроизводителей

- "Land Rover" и "Jaguar" принадлежат корпорации Ford

- Rolls-Royce: в 1988 предприятие перешло под контроль Volkswagen Group, а с 1998 года торговая марка принадлежит BMW

- Lotus Group (спортивные автомобили) в настоящее время принадлежит малайзийской фирме "Протон".

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить