220 лет назад скончался итальянский драматург Карло Гольдони

Карло Гольдони: Снимая маску с театра

Никогда не забуду, как, гуляя по улочкам Венеции, увидел у памятника Карло Гольдони стайку туристов. Какой-то мужик спросил по-русски у гида, указывая на монумент: "А это Казанова?" В ответ чичероне утвердительно кивнул. Я понял хитрость экскурсовода: долго объяснять неучам, кому поставлен этот памятник. Но ведь в главном мужик не ошибся: Казанова был современником и земляком Гольдони. Земляком, если так можно выразиться о Венеции, большую часть которой занимает вода. Карло Гольдони не стало ровно 220 лет назад, 6 февраля 1793 года.

Не сказать, чтобы Карло Гольдони совсем не был у нас известен, хотя на русский язык из полутораста с лишним его комедий переведена ничтожная дюжина. Произведения драматурга неоднократно ставились на театральных подмостках в СССР, а по телевизору показывали "Трактирщицу" и "Слугу двух господ". Вот только последняя вещь получила большую известность как телевизионная музыкальная комедия под названием "Труффальдино из Бергамо", в которой подвижный Костя Райкин поет голосом тогда еще не раскрученного Михаила Боярского. И, видимо, навсегда ломбардский город Бергамо с правильным ударением на первом слоге, по-русски стали произносить как Бергамо.

Читайте также: Певец, спасавший от депрессии

Великий драматург Карло Гольдони (Carlo Goldoni) — дитя XVIII века. Он родился через семь лет после его начала и не дожил ровно столько же до его окончания. Месяцем его рождения, равно как и смерти, стал февраль. Театру профессиональный юрист Гольдони посвятил свои зрелые годы, мало занимаясь им в начале своего поприща, и почти забросил в конце жизни. Однако он написал немалое количество пьес, уступив в количественном отношении лишь великим испанским комедиографам XVII столетия. Именно комедии более всего удавались Карло, но сначала писать он начал трагедии. Их даже ставили, но успеха у публики они решительно не имели.

Гольдони блестяще реформировал современный ему театр, что не удавалось до него никому. Устаревшую Комедию Масок — La Commedia dell'arte - он наполнил новым содержанием и изменил ее сценическую технику. В своих "Мемуарах" Гольдони поведал об этом. В 1738 году, работая для труппы, в которой были самые выдающиеся итальянские актеры того времени, Карло решил написать специально для них "комедию, которая, не порывая вполне с принципами Комедии Масок, круто меняла ее характер" (А. К. Дживелегов). Так появилась пьеса "Момоло, душа общества" (Momolo cortesan).

"Надо ставить пьесы, — писал Гольдони, — построенные на характерах. Ибо они источник хорошей комедии". Абстрактные персонажи, маски были заменены живыми людьми. Актерская импровизация, складывавшаяся из буффонады и акробатики, заменялась авторским текстом, в соответствии с которым и строились сценические образы. Карло взял на себя неблагодарную роль преобразователя: подобно Станиславскому, он учил лицедеев играть по-новому, а публику — смотреть новые постановки. Косность сопротивлялась всеми силами. Импресарио не желали рисковать, актеры — переучиваться. По признанию самого Гольдони, больше всего он намучился с актрисами. Избалованные успехом привередливые дамочки попили немало крови комедиографа. Особенно доставалось ему от жены директора театра и ее сестры.

Как водится, у всякого таланта и любого нововведения всегда найдутся противники. Гольдони упрекали в излишней натуралистичности. Порой это было справедливо. Наблюдательный правовед хорошо знал жизнь и слишком торопился, не всегда усердно трудясь над своими произведениями и порой выдавая "сырой" продукт. Однако большинство критиков видят в лучших вещах Гольдони великолепную художественную картину быта и нравов. Поэтому их и продолжают ставить и в наши время.

Хорошо заметна разница между Гольдони и другими выдающимися драматургами — почитаемым им Мольером и конкурентом Гоцци. Придворный поэт французского короля Мольер творил для парижского дворянства, Гольдони писал для широких кругов буржуазии. Карло Гоцци отстаивал прежние эстетические идеалы, Гольдони создавал реалистический театр. У этой троицы есть свои поклонники, их пьесы продолжают ставить и нельзя сказать, что кто-то один из них превзошел прочих. Каждый оказался хорош на свой манер.

Читайте также: Феллинимания: Они жили долго и по-разному

Однако в свое время реформатор театра Гольдони потерпел поражение и вынужден был покинуть родную Венецию, чтобы уехать в Париж, где он и скончается 6 февраля 1793 года. Это была личная трагедия мастера, но неумолимый ход времени уже нельзя было остановить. Итальянский, а вслед за ним и европейский театр уже изменился и не мог быть таким, как прежде. И пока Карло Гольдони, как писал историк и искусствовед Алексей Дживелегов, "скромно занимался в Париже уроками итальянского языка, на челе его незримо сияла уже слава величайшего драматурга Италии".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить