В конце февраля Эстония традиционно отмечает очередную годовщину со дня образования республики. Напоминаем, что становление государственности нашего западного соседа произошло 24 февраля 1920 года, когда был подписан, так называемый, "Тартуский договор". В России эту дату стараются не замечать. Можно только предполагать, но главной причиной тому является имперское понимание геополитики, которая никогда не считала Эстонию реальным субъектом международного процесса. Пока никто из серьезных российских политиков не решился озвучить этот категорический императив, тем менее взаимоотношения между нашими странами по-прежнему остаются натянутыми. Виной тому сразу несколько факторов. В том числе и упорное нежелание официального Таллинна замечать проблемы, так называемых, национальных меньшинств (читай, русских), его стремительное движение в сторону ЭС и грядущее вступление в военную организацию блока НАТО. И все-таки День независимости Эстонии — лишний повод подумать о том, что сегодня представляет наш прибалтийский сосед. Над этой проблемой размышляет независимый журналист Вилле Сон.
Час борьбы за свободу пробил для Эстонии в 1939-м году, когда Советский Союз реально начал угрожать независимости республики. Тут бы взять пример с Финляндии, которая нашла в себе силы отразить натиск агрессора в Зимней войне, но Эстония сдалась без сопротивления. Республика перестала существовать по инициативе тогдашнего президента К. Пятса. В соответствии с Конституцией, первое лицо страны подписал документы, согласно которому власть передавалась в руки компартии. Сделано это было на волне подспудно формируемого общественного мнения о том, что эстонцам, дескать, не очень-то нужна независимость, что они желают присоединиться к Советскому Союзу. Сталин тогда высоко оценил измену родине: Пятса с семьей в вагоне "люкс" вывезли в Уфу, где бывший президент удостоился пожизненной пенсии в размере 2000 рублей в месяц. После того, как советская власть "победила", началась традиционная в таких случаях чистка. Обычно с "буржуазными националистами" не церемонились: они получали смерть либо от пули чекиста, либо отправлялись в Сибирь.
После драки машут кулаками
В сознании эстонского народа нет большей святыни, чем Освободительная война 1918 — 1920. Поэтому и теперь некоторые современные политики (М.Лаар, Э.Тарто и др.) умело манипулируют этим фактом, воинственно требуя реванша. Это немыслимый анахронизм, т.к. Эстония свои войны уже плачевно отвоевала. Получается жалкая трагикомедия, в которой группа актёров-политиков пытается непременно выторговать компенсацию за ущерб, нанесённый советской оккупацией и колонизацией. И это несмотря на то, что сделка Пятса со Сталиным была совершенно законной. Советский Союз прекратил свое существование благодаря августовским событиям 1991-го года. И в этом смысле эстонцам нужно быть благодарными именно России, потому что иначе республика никогда не обрела вновь независимость. Тем не менее, если прислушаться к высказываниям некоторых современных эстонских политиков, создаётся впечатление, что именно они (!?) способствовали развалу Союза. А чтобы лишний раз это подтвердить, праведный гнев переносится (как всегда!) на стрелочников. И в частности, на жителей бывшей ЭССР русской национальности. Это нередкий и очень удобный случай, когда путают людей и ситуацию. Особенно достаётся бывшим военнослужащим, работникам других правоохранительных органов. Вряд ли они создают реальную угрозу для нации, но надо ведь как-нибудь оправдать рвение Служб безопасности Эстонии, которой пока так и не удалось напасть на следы хотя бы одного русского агента.
Парадокс
Одиннадцать лет назад эстонский парламент принял закон, по которому члены парламента должны были принести присягу, что никогда не были на службе зарубежной разведки. До сих пор этот законодательный акт не гарантирован ничем, так как за его нарушение не следует никаких санкций, только общественного порицания. И это притом, что в 1992-м году парламентарии оказались не в состоянии дать оценку действиям КПСС. Для этого они собрались с силами только к 2002-м году — и опять в декларативной, ничем не гарантированной форме. Возник странный парадокс: теперь бывшие сотрудники КГБ имеют право, через 10 лет баллотироваться на выборах, но с другой стороны КГБ и КПСС вне закона. Парадокс? Да, но таковы плоды политического популизма.
Дискриминация
По мнению большинства политиков Эстонии, сейчас для республики главная задача — вступление в НАТО и ЕС. При этом многие из них стараются не замечать, что нынешнее законодательство ЭР находится в прямом противоречии со всеми 15 пунктами анти-дискриминационной статьи Хартии Европейского Сообщества. Например, бывшим офицерам Советской Армии и КГБ, которые, как все граждане Эстонии исправно оплатили социальные налоги, пенсию в республике не начисляют. Им полагается офицерская пенсия из России. Из этого следует, что пенсию не следует платить и отставному генералу А. Эйнзельну, который получает офицерскую пенсию из США. В воздухе висят весьма и весьма важные для бывших военных вопросы, такие как гражданство, вид на жительство, даже право на проживание с семьёй. Им нельзя баллотироваться на выборах, занимать некоторые государственные должности, владеть охотничьим или спортивным оружием, получать социальную или юридическую поддержку, руководить неправительственными организациями, иметь недвижимость и т. д. За возможность (не гражданство!) проживать в Эстонии бывшие — русские! — служащие КГБ обязаны платить 3000 крон в год, подтверждая это право ежегодно. Что изменилось по сравнению с 1940-м годом, когда советская власть внедрила в Эстонию советский криминальный кодекс, в том числе и злополучную 58 статью? По ней были репрессированы практически все чиновников Эстонской Республики. Аналогичная ситуация повторяется и сейчас, когда репрессиям подвергаются граждане, единственная "вина" которых заключается в том, что они занимали государственные посты, работая в ЭССР. Их обзывают оккупантами. Если это не сталинизм, тогда — что?
Политическая неграмотность
Эстонцы сегодня не в силах выступать сильной цивилизованной и умной европейской нацией, оставаясь по-прежнему в роли жертвы. При этом они стараются болезненно отомстить за обиды. Но — кому? Исторически так получается, что эстонцы вынуждены примыкать к большим народам. И если Пятс отдал республику Сталину, то современные политики ЭР — продают ее НАТО и ЕС. Может быть, они забыли, что именно западные страны продали Прибалтику и после войны? Причем по самой грошовой цене...
Существующая дискриминация лишь усиливает чувство безысходности в среде русской молодёжи, которая проживает на территории Эстонии. Но если в 1990 — 1992.-х годах были русские великодушно за независимость Эстонии, им нравился идеал свободы. То нынешнее их положение заставляет десятки тысяч людей относится к существующему режиму враждебно. Сейчас этнических русских обвиняют в политической безграмотности и пассивности, но те, кто это делает, сами обделены силой, смелостью и великодушием. Им не к лицу судить других!
Вилле Сон.
Тарту, Эстония,
для Псковской ленты новостей
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/22480-n/
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.