Иран рискует вылететь в нефтяную трубу

В природе прием любого умного хищника довольно прост – сначала заманить, потом съесть. Именно так и хочет поступить Турция с Ираном, который присматривается к проекту Nabucco . И все это турки прикрывают красивыми словами о готовности стать посредником между Ираном и США. Сама же Турция готовится стать энергетической сверхдержавой, ни имея ни куба своего газа.

Президент Турции Абдулла Гюль только что побывал   в Иране. Он передал своему коллеге Махмуду Ахмадинеджаду послание Вашингтона. Суть послания не раскрывается, однако недавнее пребывание в Анкаре госсекретаря США Хиллари Клинтон говорит о многом. В ходе ее переговоров с турецкими официальными лицами одной из основных была тема посредничества Турции в налаживании ирано-американского диалога.

Турция является стратегическим союзником США и одновременно соседом Ирана, отношения с которым у Анкары в последнее время неплохие. Официально Гюль приехал в Тегеран на саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Это странная организация создана в 1985 году Турцией, Ираном и Пакистаном. В сентябре 1996 года к ней присоединились Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан и Афганистан.

Читайте: Турция: чего боится Евросоюз?

Основная цель деятельности ОЭС как межправительственной региональной организации заключается в выявлении общих интересов стран-членов в различных областях экономического сотрудничества. За все последующие годы ОЭС как политическая сила действительно ни в чем замечена не была.

Характерно, что помимо встречи с Ахмадинеджадом, Гюль провел переговоры с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи, формально не имеющим к саммиту ОЭС никакого отношения. Но от него во многом зависит, сохранит ли Ахмадинеджад свой пост после июньских президентских выборов в Иране. В свою очередь, Барак Обама неоднократно давал понять, что готов к диалогу с Ираном, но не с нынешним, слишком одиозным президентом страны.

У Турции появился шанс укрепиться в роли регионального лидера, потеснив Россию. Крупнейшие производители газа — Иран, Туркмения, Азербайджан и Катар — за спиной России обсудили с Гюлем возможность реализации проекта Nabucco. Одновременно Турция заявила о готовности стать посредником в ирано-американских переговорах, а Обама запланировал завершить свое апрельское европейское турне визитом в Стамбул.

Читайте: Турция пытается стать лидером на Кавказе .

Кстати, тема газопровода Nabucco, который должен пройти в Западную Европу в обход России, в последнее время широко обсуждается практически всеми этими странами. Так, власти Ирана в последние месяцы проявляют небывалое рвение, пытаясь принять участие в этом проекте. К примеру, в начале марта Иран заключил контракт с Туркменией о закупке дополнительных 350 млрд кубометров газа в год.

После этого Тегеран заявил, что может стать связующим звеном между Туркменией и Турцией. Тогда для поставок туркменского газа в Европу не придется даже строить Транскаспийского газопровода, так как среднеазиатский газ может попасть в Nabucco через Иран. Иранцы также предлагают сделать свои газовые месторождения основной ресурсной базой Nabucco.

В настоящий момент именно позиция Турции является одним из существенных препятствий на пути воплощения проекта Nabucco в жизнь. Дело в том, что Турция не хочет быть просто транзитной страной на пути каспийского газа в Европу — она хочет покупать весь проходящий через нее газ на своих восточных границах и продавать его на западных. И вот наступил момент, когда Турция может диктовать свои условия не только Европе, но и владельцам газа. CША всегда выступали в качестве одного из самых активных лоббистов проекта Nabucco, но при этом резко возражали против подключения к нему Ирана.

Успех турецкого посредничества в иранско-американском диалоге может эту ситуацию в корне изменить. Иран обретет необходимые ему дополнительные газовые деньги из Европы, а Турция утвердится в новом статусе альтернативной России энергетической сверхдержавы. Не имея ни кубометра собственного газа, она может стать петлей на шее Европы, используя своё влияние на Ближнем и Среднем Востоке. А как член НАТО и одновременно исламское государство - создать мост между конфликтующими сторонами, при этом формально не поссориться с Россией.

Но зачем всё это нужно Ирану? До сих пор он чувствовал себя комфортно, имея международную поддержку России и Китая. Теперь же, начав «политический слалом», может оказаться в полной изоляции. Хищник расставил капканы – осталось только ждать.

О самых важных международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру" .

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить