Незаживающие раны Средней Азии: как США создают дугу нестабильности в подбрюшье России

Несмотря на жару (в Вашингтоне термометр показывает +30), в штаб-квартирах ЦРУ и Пентагона ведущие аналитики работают в поте лица. Дональд Трамп поставил перед ними задачу: расширить и укрепить дугу нестабильности в "мягком подбрюшье" России. Это означает подготовку и проведение секретных операций по дестабилизации ситуации на огромном геополитическом пространстве, растянувшемся от Каспийского моря до Персидского залива.

Помимо России, другой важной мишенью спецслужб США является Иран, против которого уже создано арабское НАТО с участием богатых аравийских монархий и куда Вашингтон спешно хочет включить Израиль. Пентагону и ЦРУ в спешном порядке нужно создать взрывоопасную обстановку на границе Ирана с Афганистаном, Пакистаном, Ираком и Туркменией.

Задача Вашингтона предельно проста: взорвать ситуацию в относительно стабильных странах Центральной Азии (здесь проживает 65 миллионов человек) путем создания каналов нелегальной переброски террористов из Ирака, Сирии и Афганистана в Таджикистан, Туркмению, Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Одновременно провоцируются столкновения по периметру границ Ирана.

В воскресенье, 16 июля, было убито три человека в ходе перестрелки Корпуса стражей исламской революции и террористической группы в юго-восточной пограничной зоне Ирана с Пакистаном. По данным официального Тегерана, террористическая группировка, связанная с иностранными шпионскими службами, открыла огонь с территории Пакистана по иранским границам в юго-восточной провинции Систан и Белуджистан.

Как отмечают эксперты, юго-восток Ирана на границе с Пакистаном считается очень нестабильным регионом, где действуют десятки исламистских группировок. Боевики иранской экстремистской группировки "Джайш аль-Адль" ("Армия справедливости"), базирующиеся в приграничных с Ираном районах, при поддержке американских спецслужб ведут борьбу против иранского режима. В 2007 году Иран начал возведение бетонной стены на общей границе с Пакистаном. Исламабад не протестовал против этого решения. Впрочем, возведение стены не решило проблемы: в октябре 2013-го и апреле 2015 года группировка "Джайш аль-Адл" дважды атаковала с пакистанской территории иранских пограничников. В итоге в каждой из атак были убиты в общей сложности 22 военнослужащих Корпуса стражей исламской революции.

В мае 2017 года Тегеран предупредил Исламабад о том, что вооруженные силы Ирана будут наносить удары по террористам на пакистанской территории. Начальник генштаба ВС ИРИ дивизионный генерал Мохаммад Хосейн Багери заявил: "Существующая ситуация является для нас полностью неприемлемой. Мы рассчитываем, что пакистанские власти возьмут границу под контроль, выдадут Ирану террористов и ликвидируют их базы. В случае продолжения нападений с пакистанской территории сокрушительным ударам будут подвергнуты укрытия и схроны террористов, где бы они ни находились", — предупредил иранский военачальник.

Однако официальный Исламабад хранит многозначительное молчание и не пытается оправдываться перед Тегераном. Это вполне объяснимо.

Еще со времен ввода советских войск в Афганистан в 1979 году именно Пакистан играл роль плацдарма для заброски моджахедов на территорию Афганистана для проведения подрывных операций против Кабула и советских войск. Сейчас направление атаки изменилось. Главная мишень теперь не Кабул, а Тегеран. Но Пакистан для Вашингтона по-прежнему является основным плацдармом для подрывных операций.

Как отмечают эксперты, нынешний тандем в лице президента Пакистана Мамнуна Хусейна и премьер-министра страны Наваза Шарифа проводит проамериканский курс. В ноябре 2016 года Шариф позвонил Трампу, чтобы поздравить его с победой, и неожиданно похвалил его: "Вы отличный парень". Вскоре палата представителей конгресса США одобрила законопроект о выделении Пакистану финансовой помощи в размере 900 миллионов долларов на военные и экономические нужды. Вашингтон выделяет Исламабаду деньги не просто так: тот должен играть роль послушного младшего брата в борьбе против Тегерана.

Другое направление атаки США — экспорт гражданской войны из Сирии и Афганистана в Среднюю Азию. При этом Вашингтон лицемерно обвиняет Москву в поддержке талибов. Так, глава командования армейскими силами НАТО и Соединенных Штатов в Европе Кертис Скапаротти высказал предположение, что Россия оказывает поддержку группировке "Талибан" (запрещена в России) в Афганистане. "В последнее время я вижу растущее влияние России в том, что касается отношений и, вероятно, даже поставок оружия в "Талибан", — заявил генерал на заседании комитета по вооруженным силам американского сената. В то же время никаких доказательств, свидетельствующих о наличии поставок вооружений талибам российской стороной, американский генерал не привел. То есть обвинение голословно.

В Минобороны РФ, напротив, обвиняют Вашингтон в поддержке ИГИЛ (запрещена в РФ). Начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской и командующий российской группировкой войск в Сирии Сергей Суровикин недавно заявили, что действия коалиции во главе с США в Сирии только мешают разгрому правительственными войсками террористов группировки ИГИЛ. По словам Суровикина, "продекларировав цель борьбы с международным терроризмом, коалиция наносит удары по сирийским войскам, беспрепятственно выпускает боевиков ИГИЛ из районов окружения, усиливая группировки террористов в районах Пальмиры и Дейр-эз-Зора".

На южных границах России складывается тревожная ситуация: при поддержке США отряды ИГИЛ концентрируются на границе с Туркменией. В частности, как сообщает афганское информагентство Ariana News, боевики ИГИЛ захватили уезд в северо-западной афганской провинции Джаузджан на границе с Туркменией.

Руководство ОДКБ опасается, что несколько тысяч боевиков ИГИЛ, сосредоточенных на границе Афганистана и Туркмении, могут внезапно прорвать оборону туркменских пограничников, продвинуться к западным районам Казахстана, а оттуда попасть на территорию России.

В минувшую субботу президент Таджикистана Эмомали Рахмон и находившийся с рабочим визитом в Душанбе вице-премьер, министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов обсудили возможность проведения совместных операций на границе с Афганистаном, чтобы не допустить прорыва исламских боевиков.

Расчеты реактивных систем залпового огня "Ураган" нанесли удар по условной бандгруппе на полигоне Харбмайдон в Таджикистане. "Объективный контроль подтвердил полное уничтожение целей на удалении 15 километров", — констатирует официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин, пишет "Российская газета". А подразделения ВС России и Таджикистана провели учения, в ходе которых военнослужащие двух стран были подняты по тревоге: восемь пусковых и транспортно-заряжающих машин совершили марш на расстояние 280 километров в район выполнения задач, расчеты оборудовали и замаскировали. Было объявлено, что РСЗО "Ураган" калибром 220 миллиметров могут наносить огневое поражение целям на дальностях до 35 километров в условиях сложного горного рельефа.

В общей сложности в маневрах в Таджикистане приняли участие более трех тысяч человек. Поддержку военнослужащим оказала оперативно-тактическая и армейская авиация. Для этого в Таджикистан на днях перебросили четыре штурмовика Су-25СМ с авиабазы Кант, дислоцированной в Киргизской Республике, и столько же бомбардировщиков Су-24М с челябинской авиабазы Шагол.

Напряженность в непосредственной близости от южных российских границ неуклонно нарастает, и США останавливаться не собираются: слишком уж могущественным представителям американского олигархата греет руки разожженный ими же азиатский пожар террористической войны.

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *