Автор Правда.Ру

Триумф и трагедия "Бурана"

15 ноября 1988 года  на космодроме Байконур в СССР были успешно проведены испытания космического корабля многоразового использования "Буран"
Идея  использовать крылья на возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это обуславливалось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.

Работы над этим проетом были начаты Сергеем Королевым , считавшим парашютную посадку бесперспективной, с 1958-го воздушно-космический самолет (ВКС) проектировался в ОКБ-23 В.М.Мясищева, а уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. По результатам этих пусков ОКБ-52 представило проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, но после снятия благоволившего к Челомею Н.С.Хрущева "воздушно-космическую" тематику у ОКБ-52 отобрали. Занимался крылатыми кораблями и А.Н.Туполев, но пока о них известно крайне мало.

Но в 70-х годах эта тема получила продолжение. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа "Space Shuttle". Она была объявлена как национальная; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г. По мнению советских учёных и военных, это программа имела явное целевое военное назначение. Как раз в это время начали говорить о создании мощных лазеров, оружия на новых физических принципах, которое позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Как раз вот создание такой системы и предполагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях. Таким образом, возникла необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника.

В 1975 году в СССР начались проектные работы над советским "шаттлом", а 12 февраля 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили создать космическую систему "Энергия - Буран".

После 12 тяжёлых лет разработок и испытаний, напряженный труд многих людей завершился триумфом 15 ноября 1988 года.

Космодром Байконур. На старте МРКК "Энергия-Буран". Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: "Штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях. ОК "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.

В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В течение последующих нескольких часов все находились в неимоверном напряжении, ведь в случае неудачи последствия могли бы быть очень серьёзными. Однако всё обошлось и в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций.
 
Огромное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экранов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана!

Увы, эта величайшая победа человека над космосом, победа человеческого разума и воли над обстоятельствами, победа советской науки оказалась последним триумфом в истории СССР. Надо признать, что корабль на тот момент не был окончательно готов к вводу в эксплуатацию, но после этого фантастического полёта о "Буране" забыли, как будто его и не существовала. Вовсю громыхала перестройка, ускорение и гласность, старт второго "Бурана" раз за разом переносился, ассигнования на науку таяли с каждым днём, космодром зарастал бурьяном, а "Буран" медленно ржавел.

12 мая 2002 года он был окончательно погребён под обломками крыши монтажно-строительного комплекса. В этом своеобразном саркофаге оказались все наши достижения в области исследований космоса. На следующий день стало известно о кончине главного инженера подразделения сборочно-испытательного комплекса ЦСКБ "Прогресс" Александра Костышева, который отвечал за ремонтные работы. В ноябре 2001 года умер генеральный конструктор НПО "Молния", создатель внешнего облика "Бурана", Глеб Лозин-Лозинский. Уже не осталось практически никого из той плеяды советских учёных, принимавших участие в разработке ракетоносителя "Буран". Сейчас уже мало кто помнит их имена, мало кто знает о самом "Буране", сиротливо доживающим свой век среди аттракционной части Парка культуры им. М.Горького.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Звезды-рестораторы и их заведения
ВКС России снова "побрили" флот коалиции у Сирии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Пранкер-трупоед Вольнов устроился на работу "Миротворцем"
Генерал ФСБ предположил, кто мог быть заинтересован в смерти Скрипаля
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Кто в России получит "уголовку" за исполнение санкций США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Депутаты Государственной Думы готовятся вызвать Эльвиру Набиуллину на жесткий разговор
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Мнение: Россия получила преимущество после удара США по Сирии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста