"Последняя любовь" Сергея Королева, Или почему русские так и не высадились на Лу

История создания в Куйбышеве лунной ракеты Н-1
О роли самарской "оборонки" в развитии космической отрасли России сегодня известно многое. Но все же на карте достижений самарских ракетострои-телей до сих пор остаются "белые пятна". Одно из них — судьба советской программы пилотируемых полетов на Луну. О "Проекте Н-1", как его называли разработчики, в последнее время написано немало. С регулярной периодичностью, чаще всего, — ко Дню космонавтики, пресса публикует материалы о "лунном проекте". К сожалению, только единицы из них можно назвать объективными. Большая часть только рассказывает о самой ракете, забывая рассказать о людях, причастных к созданию технического колосса под названием Н-1. Сегодня мы попытаемся воссоздать историю "советской лунной" с помощью воспоминаний непосредственных участников этого легендарного научного проекта.

Куйбышевская область с 1958 года стала главным центром создания совет-ской лунной ракеты. Произошло это с легкой руки главного конструктора космической техники С.П.Королева. В то время он искал предприятие, способное в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск ракет. Напомним: шел 1958-год, только-только был запущен первый искусственный спутник Земли. В ватмане на чертежных столах в конст-рукторских бюро лежали наброски гагаринского корабля "Восток". Но прозорливый Королев смотрел в будущее. Мысли Главного конструкторы были не только о полете человека в космос, на околоземную орбиту, но и о межпланетных экспедициях. Для постройки космических кораблей Королеву требовалось современное производство. Сергей Павлович остановил свой выбор на куйбышевском заводе "Прогресс", занятом тогда производством тяжелых бомбардировщиков Ту-16. Приехавшие из Москвы специалисты королевского ОКБ-1 (среди них был и легендарный сегодня Дмитрий Ильич Козлов) занялись переподготовкой местных кадров. Переучивать пришлось всех "прогрессовцев": от токаря до директора.

Спустя год интенсивной работы и технического перевооружения заводских производств, на "Прогрессе" была построена первая ракета. Это была знаменитая Р-7, будущая ракета-носитель "Союз". Именно модификация куйбышевской Р-7 весной 1961 года выведет в космос Юрия Гагарина, а чуть позже станет основой для создания ракетного щита СССР — сверхдальней баллистической ракеты Р-9.

Советское правительство выразило удовлетворение результатами работы "Прогресса". Предложенное Королевым поточное производство ракет оказалось экономически выгодным. Одна Р-7 обходилась государству примерно в 300 тысяч руб-лей-в несколько раз дешевле, чем было заложено в проектной смете.

В 1960-м году выходит постановление правительства о создании принципиально новой ракеты-носителя Н-1, способной поднять в космос до 50-ти тонн полезного груза. Главным конструктором разработки назначается ее инициатор Сергей Павлович Королев. В процессе работы проект не раз пересматривается и корректируется. Лишь в 1966 году председатель правительственной комиссии, знаменитый математик — "теоретик космонавтики", академик Мстислав Келдыш утверждает эскизный план лунной экспедиции. Сразу оговорим, что ракета Н-1 создавалась не только для "лунного проекта". В частности, в случае успеха "летных испытаний" нового изделия, его предполагалось использовать для доставки на околоземную орбиту космических станций, грузов, спутников, орбитальных кораблей. Тем не менее, главной целью создания Н-1 все же была советская лунная программа. Согласно плану, утвержденному академиком Келдышем, на Луне должен был высадиться один советский космонавт. Второму предстояло дожидаться своего небесного собрата на окололунной орбите. В числе кандидатов на полет значились конкретные фамилии космонавтов: Алексей Леонов, Валерий Быковский, Николай Рукавишников.

К работам по созданию Н-1 "в металле" на заводе "Прогресс" присту-пили в начале 1966 года. Сергей Королев, часто бывавший тогда в Куйбышеве, прекрасно понимал, что силами только одного завода столь масштабную программу быст-ро выполнить вряд ли удастся. Сроки постройки Н-1 советское правительство установило действительно, фантастически короткие. Из западной печати Кремлю было известно, что американцы стартуют к Луне в 1969 году, их сверхмощная ракета-носитель "Сатурн" уже проходит испытания. Советским ученым, чтобы догнать и перегнать Америку, партия отпустила всего три года.

На территории "Прогресса" специально для испытаний был построен главный корпус высотой более шестидесяти метров. Многие технологические процес-сы отрабатывались заново. Потребовалось умение сваривать алюминиевые сплавы, изобретать теплоизоляционные покрытия и т.д. В те годы на "Прогрессе" работало бо-лее пяти тысяч инженеров-технологов! Не обходилось и без научных конфликтов. Из-за одного из них "последняя любовь Королева", как называли ракету Н-1, едва не осталась без двигателей. Еще на стадии проектирования стало ясно, что традиционное ра-кетное топливо — керосин и сжиженный кислород исчерпало свои возможности и для лунной ракеты не подходит. Возникла необходимость в двигателях с новой схемой, работающих на другом горючем, позволяющем лететь дальше и выше. Их создание поручили конструкторскому бюро под началом академика Валентина Петровича Глушко. Академик Глушко, человек амбициозный, считал, что лучшим топливом для двигателей первой лунной будут азотная кислота и фтор. Сергей Павлович Королев, зная, насколько ядовиты эти соединения, и какой урон будет нанесен окружающей среде после нескольких пусков "перспективных" двигателей, предложил альтернативный вариант: ракета должна лететь на водороде и сжиженном кислороде. Споры про-должались, а с ними терялось драгоценное время. Понимая, что единодушия с Глушко добиться вряд ли удастся, Королев передает заказ на производство двигателей в Куйбышев, в КБ моторостроительного завода, возглавляемого академиком Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. Дело осложнялось тем, что это предприятие не имело опыта ракетных моторов. Вопреки прогнозам скептиков, Кузнецов в кратчайшие сроки создает необходимые двигатели. Даже сегодня, спустя без малого сорок лет, находившиеся на консервации моторы, сделанные для Н-1 на стендовых испытаниях не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Лев Геронтьевич Никитин в годы постройки Н-1 работал заместителем главного инженера завода "Прогресс". Лев Никитин вспоминает:

"Размеры ракеты были колоссальны! Высота — 104 метра, диаметр нижней, первой ступени — 17 метров! Без преувеличения можно сказать, что многие технические решения, принятые тогда специалистами "Прогресса", были революционными. Те же огромные габариты, к примеру, не позволяли пе-ревозить ракету на космодром в готовом виде. Выход виделся только один: соби-рать конструкцию из блоков прямо на Байконуре. За несколько месяцев военные строители возводят в казахстанской степи по заказу Королева целый городок, в котором были столовые, гостиницы, банно-прачечный комплекс. Его называют "городок Н-1". Такая масштабность неудивительна: на сборке лунной ракеты было занято более десяти тысяч куйбышевских специалистов. Случались и курьезы... Я лично был свидетелем, как рабочие авиазавода, которых привлекли в помощь специалистам "Прогресса", работали с нарушением техники безопасности. У нас сборщиками трудились молодые люди, а рабочие с авиационного были уже солидными мужиками в годах. Мне не раз приходилось видеть, как "техподдержка с авиационного" занималась высотными работами на корпусе ракеты без страховочных поясов. Такие нарушители техники безопасности без лишних раз-говоров освобождались от работы, и на самолете их возвращали в Куйбышев. Труд сборщика, рабочего-испытателя на космодроме требует очень высокой профессиональной подготовки и огромной ответственности. Я очень горжусь людьми, вместе с которыми работал на Байконуре. Все они были очень грамотными специалистами, профессионалами высшего класса".

Сборка ракеты на космодроме диктовала необходимость постройки современной контрольно-испытательной станции (КИС). Руководство "Прогресса" было против, считая, что работать можно и без допусковых испытаний. Убедить начальство удалось только во время одного из визитов на завод комиссии ЦК КПСС и Совета Министров. Ответственный работник мягко поинтересовался, почему производство работает неритмично. Лев Никитин, бывший "экскурсоводом" московских гостей, посето-вал, что каждый день, ушедший на испытания готовых узлов, приходится выкраивать из графика сборки. Через несколько месяцев на Байконур вошла в строй контрольно-испытательная станция ракеты Н-1. Ее специалисты занимались окончательной предполетной отладкой систем советской лунной ракеты.

Первый летный экземпляр Н- был уже готов. Подготовка лунной экспедиции вступила в полосу фатальных неудач. А началось все с того, что в январе 1966 года во время операции в московской больнице умер Сергей Павлович Королев. Его уход, как и следовало, ожидать, спровоцировал обострение идейных разногласий между его заместителями. Глушко, в числе прочих, претендует на место главного конструктора. Но на высокую должность правительство назначает Василия Павловича Мишина.

Новый руководитель сразу пригласил к себе группу ведущих специалистов "Прогресса" для обсужденияпроблем окончательной доводки первой Н-1. Научные прения продолжились уже на Байконуре.

Геннадий Петрович Сошнин в то время работал начальником Контрольно-испытательной станции Н-1. Вот его воспоминания:

"По первой Н-1 мы получили от госкомиссии порядка трех тысяч разных замечаний. Все возникшие вопросы руководящий состав решал на специальном совещании, растянувшимся три дня. Все это время главный конструктор ОКБ-3 по ракете Н-1 Б.Г.Пензин, заместитель главного инженера по изделию Л.Г.Никитин, я, как представитель КИСа, и другие специалисты провели в каби-нете В.П.Мишина. В итоге Н-1 была допущена к старту. Первый запуск состоялся 21 февраля 1969 года. Когда ракета удалилась на высоту сто метров, все мы, при-сутствовавшие на старте, поверили, что наше детище будет летать. Но через не-сколько секунд в хвостовом отсеке начался пожар. Госкомиссия признала этот старт "частично удачным". Примерно через пять месяцев: второй запуск, и вновь неудача. Из-за дефекта кислородного насоса произошел сильный взрыв, разру-шивший уникальный стартовый комплекс, специально построенный для ракеты Н-1. На его восстановление, "разбор полетов" и строительство новой ракеты ушло немало времени. Третий старт состоялся лишь в июле 1971 года. Ракетой тогда пришлось пожертвовать из-за потери управляемости полетом.

Красавица Н-1 полетела лишь 23 ноября 1972 года, с четвертой попытки. Увы, и этот старт не довел эксперимент до логического завершения. Все 30 двигателей первой ступени отработали нормально, полет продолжался 107 секунд, после чего в хвостовом отсеке вдруг возникла неисправность. И вновь взрыв. Все мы — работавшие над лунной ракетой, очень тяжело переживали неудачи нашей красавицы Н-1".

Пятый старт был запланирован в августе 1974 года, а на конецгода-шестой, и, как считали специалисты, последний перед принятием лунной к серийной эксплуатации. Но...дальнейших стартов не последовало.

Правительственным указом работы по советской лунной программе были за-морожены, а после того, как в мае 1974 года на место В.П.Мишина пришел В.П.Глушко, и вовсе прекращены. Дмитрий Федорович Устинов, возглавлявший тогда военно-промышленную комиссию Совета Министров СССР, на одном из совещаний сказал: "Американцы в 69-м уже высадились на Луну. Нам, русским, не пристало быть вторыми. Не смогли опередить США — займемся программой исследований Луны автоматическими аппаратами".

И действительно: советские ученые добились замечательных успехов, иссле-дуя Луну луноходами. — Управляемые дистанционно машины, проводили исследова-ния на ближайшем спутнике Земли. Луноходы же доставили на Землю образцы лунной почвы и воздуха.

После свертывания производства ракеты Н-1, несколько уже готовых ее эк-земпляров были уничтожены. Огромные сферические баки советской лунной байконурские умельцы превратили в крыши танцплощадок, трубопроводы приспособили для системы водоснабжения.

Всю вину за неудачи с Н-1, правительство, с подачи Глушко, возложило на специалистов "Прогресса". Это больно отразилось на огромном коллективе. Весь огонь критики принял на себя директор завода Афанасий Яковлевич Леньков — его в прямом смысле слова заставили написать заявление об уходе на пенсию, подвергли обструк-ции. Вскоре Леньков умер. Лишился своей должности и тоже был отправлен на пенсию министр общего машиностроения (а ранее-бывший директор "Прогресса") В.Я.Литвинов, пострадали многие начальники отделов его министерства. Так Глушко проводил в жизнь свое мнение о том, что сама идея королевской ракеты ошибочна...

Спустя десять лет Валентин Петрович Глушко вместе со специалистами сво-его конструкторского бюро создал новый сверхмощный носитель: "Энергия". Именно он вывел в космос советский космический многоразовый корабль "Буран". Кто знает: продли в 1974 советское правительство испытания Н-1, может быть, многоразовые космические корабли у СССР появились бы уже к концу семидесятых?

Вспоминая о ракете Н-1, ветераны самарского ракетостроения сразу заметно оживляются. Суперракета, с помощью которой СССР мог выйти на новый уровень развития космонавтики, так и осталась воспоминанием о неосуществленной мечте...

Святогор МИШИН, "Самара Сегодня"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить