Ребенка грозят отдать в приют за учебу дома

"Хочешь учиться дома? Марш в приют!"

Решив перевести дочь на семейную форму обучения, жительница Брянска не представляла, что эта затея обернется для нее настоящим хождением по мукам. Теперь к ней домой наведываются с проверками, вызывают в прокуратуру, а опека грозит забрать ребенка в приют. Право на семейное образование записано в законе, но, видимо, в Брянске об этом не знают.

Юлия Черкасова гордится своей дочкой: в 10 лет она занимается спортом в Школе олимпийского резерва, увлекается вокалом и игрой на фортепиано, а также веб-дизайном. Одна проблема — все эти интересы разностороннего ребенка сложно совместить с ежедневной учебой в школе. "Нагрузка очень большая — получается настоящий 12-часовой рабочий день", — объясняет мама, — "К тому же на уроках подолгу повторяют одно и то же, чтобы все усвоили, а моя дочка схватывает на лету и ей скучно, а значит, интерес к учебе теряется".

Для таких нестандартных детей, которые хотят все успеть, существует вариант семейного обучения. Еще закон 1992 года "Об образовании" предоставил родителям полное право самим выбирать, как именно будут учиться их дети — в школе или дома.

Посчитав, что для ее ребенка более оптимальной формой будет именно семейное обучение, Юлия отнесла заявление в школу. И тут началось…

"Директор гимназии мне заявила, что семейного образования у нас нет и не будет. И вообще, оно предусмотрено только для больных детей", — говорит Юлия. От матери потребовали, чтобы она немедленно вернула ребенка в школу. Поскольку она на это не согласилась, пошли угрозы.

"На меня написали заявление в опеку, в прокуратуру, в комиссию по делам несовершеннолетних. Обвинение одно — якобы я не пускаю дочь в школу. Пошли даже доносы с обвинениями, что я бью ребенка. В комиссии по делам несовершеннолетних заявляют, что если я туда не приду, меня доставят принудительно", — рассказывает Юлия Черкасова.

Обращения женщины за помощью к местному уполномоченному по правам ребенка тоже ни к чему не привели. По словам матери, он заявил ей, что если она не отдаст дочь в школу, ее заставят это сделать в судебном порядке. В свою очередь уполномоченный по правам человека вызвал мать к себе для дачи объяснений, хотя по закону не имеет права этого делать. "Чиновники просто горой стоят друг за друга, хотя я не делаю ничего противозаконного", — недоумевает Юлия.

Читайте также: Государственные школы против обучения на дому

В Брянском департаменте образования также не смогли уладить конфликт, порекомендовав заключить договор со школой. Но проблема в том, как объясняет Юлия, что "директор согласна заключить договор только на своих условиях, а я должна буду подписать чистый бланк".

Видя, что мать сдаваться не собирается, другая сторона также идет на принцип. Теперь опека угрожает забрать дочь в приют. В ближайшее время комиссия по делам несовершеннолетних собирается рассмотреть вопрос о неисполнении матерью родительских обязанностей.

"Самый настоящий чиновничий беспредел", — оценивает ситуацию в Брянске глава аналитического центра "Семейная политика. рф" Павел Парфентьев. Он уже много лет занимается правовой помощью родителям, переводящим детей на семейное обучение.

"В двух регионах нам пришлось ставить вопрос о привлечении директоров школ к административной ответственности за отказ в семейном обучении. Но обычно до острого конфликта дело не доходит. С такой ситуацией, когда все, включая уполномоченного по правам ребенка и прокуратуру, встали на незаконную сторону, я сталкиваюсь впервые. В России действует закон о праве на семейное обучение, а в Брянске нет. Получается, что Брянск — это не Россия?", — возмущается Павел Парфентьев.

К конфликту подключилась Общественная палата РФ: здесь готовят запрос в Генеральную прокуратуру по данной ситуации в Брянске. 4 апреля в ОП состоялся круглый стол по теме семейного обучения, на котором родители из разных регионов рассказали, какие препятствия им приходится преодолевать, чтобы учить детей дома.

"Многие мои знакомые, чьи дети также занимаются в Школе олимпийского резерва, хотели перевести их на семейное обучение из-за больших нагрузок, но столкнулись с жестким сопротивлением системы", — приводит пример Юлия Черкасова.

По данным Павла Парфентьева, сегодня в России до ста тысяч детей получают именно семейное образование — не из-за проблем со здоровьем, а по личному выбору родителей. "Существует множество научных исследований, подтверждающих, что такая форма обучения более эффективна, поскольку учитывает специфику конкретного ребенка", — объясняет эксперт.

Семейное образование может быть очным, когда ученик проходит ежегодную аттестацию в школе по соседству. А может быть дистанционным, если учебное заведение находится в другом городе. Проблема в том, что таких школ сегодня в России практически нет. Точнее, всего одна — школа №277 Кировского района Санкт-Петербурга. Сегодня там заочно учатся уже почти 500 детей со всей страны и даже из-за рубежа. По словам Павла Парфентьева, который возглавляет попечительский совет школы, есть проект распространить ее опыт на всю страну — открыть такого рода школы по содействию семейному образованию в каждом регионе.

Ну, а пока дочка Юлии Черкасовой, не сумев найти общий язык с брянскими учителями, заочно учится в питерской школе. По словам мамы, девочка просто в восторге от их программ: знания по предметам подаются в виде мультиков и легко усваиваются. "Я просто хочу, чтобы нас оставили в покое", — просит Юлия Черкасова. Хочется надеяться, что чиновники услышат эту простую человеческую просьбу, и не будут ломать судьбу ребенка.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить