Упавший в тайге "Прогресс" стал символом российских неудач в космосе

Миллиарды рублей космического мусора

24 августа в алтайской тайге рухнул космический аппарат "Прогресс" с ценным грузом на борту. Из-за аварии может приостановиться работа МКС. По словам экспертов, крушение корабля — это следствие общего кризиса российской аэрокосмонавтики. Выделяемые из бюджета в течение 20 лет миллиарды рублей на развитие отрасли становятся "космическим мусором".

Падение "Прогресса" породило две проблемы: экологическую и общественно-экономическую. Эксперты-экологи забеспокоились сразу после аварии. Гептил, которым были заправлены баки "грузовика" — крайне ядовитое вещество. Заражение им почвы и воды может привести к экологической катастрофе.

"Произошедший взрыв топливных баков можно сравнить со взрывом вакуумной бомбы. Зона поражения может составить несколько сот километров. Токсичным веществом гептилом может быть поражена почва на глубинном залегании," — сказал Lifenews Владимир Полипович, заместитель руководителя Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Опасность заражения вызвала беспокойство у руководителей поисково-спасательных групп. Спасателям было запрещено появляться в зоне заражения без противорадиационных средств. Зона предполагаемого заражения была оцеплена полицией и МЧС. Грибники, ягодники, собиратели кедрового ореха и лекарственных трав лишились своего ежегодного промысла.

Между тем эксперты с космодрома Байконур попытались успокоить общественность. По их мнению, большая часть топлива сгорела еще при взлете "Прогресса". Остальная, меньшая, при падении корабля на землю. Вступив в реакцию с почвой, а потом сгорев, топливо не представляет для окружающей среды никакой опасности.

На сайте краевого управления Роспотребнадзора появилось заявление под красноречивым названием "Повода для паники нет!". Смысл заявления заключался в следующем: пробы воды и почвы не показали наличия гептила, изменений радиационного фона не выявлено. Согласно проведенному мониторингу, отравлений гептилом в крае не зафиксировано.

Несмотря на "успокоительные" призывы, жители тем не менее паникуют. В больницы края участились обращения людей, связанные с нарушением дыхания, головной болью и кашлем. Эти люди уверены, что пострадали из — за последствий крушения "Прогресса".

Читайте также: Экологичный миллиард сгорел ядовитым огнем

Сведения, предоставленные Российским топливным союзом, тоже не внушают оптимизма. Гептил при проникновении в дыхательные пути может вызвать астму, заражение крови и онкологические заболевания. Один из первых симптомов гептилового отравления — резкая головная боль и тошнота. До недавнего времени сведения о гептиле были засекречены.

Что касается общественно-экономической проблемы, то здесь следует начать разговор издалека. Космический грузовик вез на орбиту питьевую воду, продукты, медикаменты и топливо. Ценный для астронавтов груз бесследно исчез в алтайской тайге. Но это еще полбеды. По словам Майкла Саффредини, руководителя программы МКС от NASA, космонавты могут пока обойтись тем, что есть на борту. Запасов воды, еды и топлива должно хватить на два-три месяца. Из-за аварии "Прогресса" будет свернут ряд проектов, очень важных для российской космической отрасли. Это, в свою очередь, ударит по российской экономике.

После того, как в небе исчез последний американский "шаттл", мировая космонавтика озадачилась: как доставлять в космос астронавтов и грузы? Выходом из положения стали российские летательные аппараты "Союз" и "Прогресс". Реальной альтернативы нашим космическим грузовикам в мире просто не существует. В связи с этим NASA заключало с Роскосмосом контракты на миллионы долларов. Для примера, последний контракт составил 753 миллиона долларов. Американцы — люди прагматичные, привыкшие считать все до цента. России придется отвечать за вложенные доллары, пропавшие в алтайской тайге.

Рухнувший в тайгу "Прогресс" может затормозить старт еще одного корабля, "Союз ТМА-22". Ракета-носитель "Союз -ФГ", которая и выводит на орбиту корабли этого класса, оснащена тем же двигателем, что стоял на ракете "Союз -У", ракете-носителе "Прогресса".

Роскосмос в экстренном порядке созвал экспертную комиссию, которая разбирается с причинами внештатной работы "прогрессовского" двигателя. Если в ближайшее время причины не будут выявлены, то космическое ведомство заморозит ряд очень важных полетов. Один из них — старт "Союза -ТМА -22", который повезет на МКС очередную экспедицию. Старт корабля был запланирован на 22 сентября.

Читайте также: Президент предложил экологам заниматься своим делом

Роскосмос срочно ищет выход из ситуации. Это уже фиксируют и западные СМИ. Если ведомство в ближайшее время выхода не найдет, то встанет под вопрос сама перспектива космического сотрудничества с Россией. New York Times сразу после аварии написала: "Крушение корабля "Прогресс" ставит вопрос о надежности ракет этой модели.Если российские инженеры в ближайшее время не разберутся с причиной отказа двигателя, NASA и другие космические агентства встанут перед нелегким выбором".

Капсулы "Союза" не только доставляют на орбиту людей и грузы. В случае чрезвычайных ситуаций они служат работающим на станции астронавтам спасательными шлюпками. Уже пристыкованная к МКС капсула скоро будет небезопасна для дальнейшего использования. А это, в свою очередь, означает следующее: нескольким членам экипажа МКС придется раньше срока вернуться на Землю. Замены им не будет, следовательно, на МКС будет свернут ряд важных испытаний.

Если решение проблемы затянется на срок до года, то сценарий может быть еще более печальным. Все члены экипажа МКС будут эвакуированы на Землю. Международная космическая станция не получит нового экипажа. Следовательно, вся прошлая работа и вложенные в нее деньги пропадут. Проще говоря, станут "космическим мусором". В куче этого "мусора" окажутся и деньги, вложенные Россией.

К слову о космическом мусоре, России, и миллиардах. Крушение "Прогресса" — не первая авария, которая происходит в последнее время с российскими летательными аппаратами. Такое было и раньше. В неизвестность улетали деньги, творческий потенциал и потраченные усилия.

Последним аппаратом, который так и не долетел до орбиты, стал спутник связи "Экспресс-АМ4", запущенный в середине августа этого года. В ночь на 18 августа он стартовал с космодрома Байконур и бесследно исчез. Эксперты выяснили: из-за проблем с системой управления спутник потерял связь с землей и вышел на нерасчетную орбиту. Российские специалисты долго пытались найти, куда зашел спутник, но так и не смогли его обнаружить. Стоимость потерянного аппарата составила 7,5 миллиардов рублей.

Читайте также: Экономика должна быть экологичной

В декабре 2010 года ракета-носитель "Протон" утопила в Тихом океане три спутника ГЛОНАСС — М. Причиной был названа неисправность в топливной системе, которую упустили перед стартом. Ущерб российской экономики составил 4 млрд рублей. После этого Анатолию Перминову, тогдашнему руководителю Роскосмоса, был объявлен выговор. Виктор Ремишевский, заместитель Перминова и Вячеслав Филин, главный конструктор корпорации "Энергия", были уволены.

В феврале этого года сгорел в космосе геодезический спутник "Гео-ИК-2". Из-за неполадок в системе ракеты-носителя "Рокот", спутник не был выведен на целевую орбиту. По меткому выражению "Коммерсанта", "Гео -ИК -2" "проболтался без пользы в космосе" целых три месяца, а потом так же бесславно сгорел в верхних слоях атмосферы Земли. Вместе с потерей этого спутника, после 25-летнего перерыва не смогла возобновиться военная космогеодезическая программа РФ: для этого нужны были два аппарата "Гео-ИК-2", а остался один, неработающий.

За эту неудачу заместителю руководителя Роскосмоса Анатолию Шилову был вынесен выговор. Точная стоимость спутника не разглашалась, но, по оценкам экспертов, эта потеря могла обойтись военным не менее, чем в 1 миллиард рублей.

В общем, в последнее время российская космическая отрасль только и делает, что ждет очередной беды. Первой ласточкой в нулевых годах стала авария ракеты-носителя "Молния -М". Происшествие случилось 21 июня 2005 года, на космодроме Плесецк. Ракета-носитель потерпела крушение сразу после команды "пуск".

В октябре того же года российская космонавтика навсегда потеряла спутник "Можаец -5". Космический аппарат не отделился от второй ступени ракеты "Космос-3М".

Эти ракеты стартовали с Плесецка. Можно было бы свалить все на этот космодром. Но вскоре не лучшим образом показал себя и много раз испытанный Байконур. Там, в ночь на 27 июля 2006 года потерпела аварию ракета-носитель "Днепр" с 18 спутниками. Пять лет спустя ряд космических трагедий пополнился сначала потерей "Экспресса -АМ4", а потом и падением "Прогресса". Эти аварии лишний раз доказали обществу, что в ракетно-космической отрасли нужно многое менять. Перефразируя булгаковского Воланда, космический корабль просто так не падает. Особенно, если он падает не в первый раз.

Константин Крейденко, эксперт журнала "Вестник ГЛОНАСС", считает, что все дело в устарелости самой космической отрасли. "Все эти проблемы идут из-за упущений, которые допустили предыдущие руководители отрасли. Ведь все отказы техники идут не на уровне космических аппаратов, а на уровне ракет и их составляющих. Это и не удивительно: сами ракеты многие годы не менялись, только лишь модернизировались. Система управления ими изменялась, но не столь основательно, как следовало бы. В этом и есть беда", — сказал эксперт "Коммерсанту". И добавил: "Убрав нынешних специалистов-ракетчиков, новых мы не найдем". "Махать шашкой", то есть устраивать поголовные увольнения в Роскосмосе, по мнению Крейденко, "не стоит".

Читайте также: Слетаем в космос за нанотехнологиями?

СКрейденко согласен Игорь Лисов, эксперт журнала "Новости космонавтики". "Кризис в отрасли не новость, а следствие. Надо понимать, что наследие нам досталось тяжелое. Специалистов мало. Сейчас вся надежда на молодежь, которая, несмотря ни на что, приходит в отрасль и готовится взять эстафету у предыдущего поколения. Но до тех пор, пока эти люди будут получать вдвое меньше, чем продавцы мороженого в ларьке, надежд на успешное продвижение немного".

Тема кризиса аэрокосмической отрасли и крушения кораблей "разговорила" и самих работников отрасли. Инженеры космической индустрии внимательно читают публикации СМИ и, предпочитая оставаться неизвестными, оставляют свои комментарии.

Приведем наиболее показательные из них. Вот в каких условиях сейчас учатся будущие инженеры:"Что касается образования, у нас полный развал. Преподаватели на 80% — идейные пенсионеры работающие за нищенскую зарплату в холодных раздолбанных кабинетах (низкий им поклон). Аспирантов по пальцам пересчитать можно. Лаборатории на кафедрах разломаны, разворованы. Нормального ремонта в институте не было лет 30. Многие абитуриенты остаются в шоке от увиденного на дне открытых дверей. Проходной балл низкий, позволяет без проблем поступить человеку с твёрдой тройкой в школе по физике и математике. Большая часть выпускников не идет работать по специальности, как и во многих других профильных вузах".

А вот, что делается на производстве:"Огромная нехватка квалифицированных рабочих (Бог с ними, с инженерами). Зачастую инженеров после вузов посылают переучиваться на сварщиков-высокоразрядников, токарей, фрезеровщиков. Работодатель готов платить по 70-80 тысяч классному спецу, у которого руки не дрожат от беспробудной пьянки, а найти таких не может. А откуда они возьмутся, когда нет больше ни техникумов, ни ПТУ, зато каждая уборщица с высшим экономическим образованием?". Само производство не развивается, методы давно устарели. "Не покупается современное лицензионное ПО, да и работать на нем старики не умеют, а у молодежи мало опыта. Зачастую расчетчики пишут проги на Фортране, а конструктора чертят вручную. Основы знать нужно, не спорю, но прогресс-то никто не отменял".

Самое главное: люди не знают, для чего работают. "Нет никакой национальной идеи и чувства сопричастности чему-то великому. Все работники знают, что высокое начальство пилит миллиардные бюджеты, а твои гениальные инновационные разработки никому не нужны. Главное — настрочить бумажек-отчетов и к положенному сроку состряпать хоть что-то, что улетит и будет работать".

Читайте также: Космос продезинфецирован перекисью водорода

Юрий Караш, эксперт в области космонавтики, сразу после крушения "Прогресса" сказал: "Поиск конструкторских просчетов бесперспективен. Рейтинг надежности наших "Протонов" и "Союзов" не ниже, чем у конкурентов — 90 из 100. Основная причина кроется в банальном воровстве. До 40 процентов бюджетных средств, выделенных на программу "ГЛОНАСС", было разворовано. Один из способов воровства — закупка элементной базы более низкой категории, вследствие чего снижаются надежность и сроки работы спутников на орбите. Если все бюджетные средства будут использоваться по назначению, то уже одно это существенно повысит качество российской ракетной техники", — цитирует эксперта "Независимая газета".

Иван Преображенский, редактор отдела политики ИА "Росбалт", комментирует ситуацию так: "Давно пора понять — Россия больше ни в области балета, ни в ракетной сфере не "впереди планеты всей". Советская научная школа и все, кто был ею воспитан и подготовлен, или умерли, или перешли в нетрудоспособное состояние по возрастным причинам. Новых же научных школ не только в области физики, космологии, но даже философии, истории, биологии — любой другой науки — в современной России просто не создается. На них нет запроса ни со стороны общества, ни со стороны власти".

Эксперт продолжает: "За этот год российская космическая отрасль потеряла кораблей и спутников приблизительно на 16 миллиардов рублей - это ориентировочная цена предстоящей реставрации Эрмитажа, программы по развитию Курил или, наконец, сумма, аналогичная той, что власти выделили регионам на поддержку малого и среднего бизнеса до 2013 года. Страшно себе представить, насколько эффективнее можно было бы потратить эти деньги. Но они или улетели в космос и там летают на нерабочих орбитах, или упали в таежные леса, попортив там экологию".

"Прогресс" упал в тайгу. Деньги улетели в космос, став "космическим мусором". Странно, что при таком раскладе в космической отрасли у нас вообще что-то может летать. Как исправлять ситуацию в алтайской тайге, которой якобы ничего не грозит, вопрос также открытый.

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить