Автор Правда.Ру

Е. ВОЛКОВ: «ЩЕДРОСТЬ УМА И СЕРДЦА»

Педагогическое мастерство и опыт приходят не вдруг. По себе знаю, как важно и словом, и примером помочь учителю. Ведь опыт должен быть выстрадан: поисками, раздумьями, удачами, огорчениями. А для этого нужно, на мой взгляд, учителю пережить вместе с учениками все их радости, прочувствовать все их заботы.

В последнее время часто ловлю себя на мысли о том, что не всегда воспитываю у своих коллег смелость отойти от того, что зовется стереотипом мышления. Откуда это у меня? Думается, от того, что наши отношения с учителями мы (завучи, методисты, инспектора) порой строим по вертикали «начальник-подчиненный», а это нередко гасит желание учителя работать с творческим огоньком и в конечном итоге приводит его в разряд урокодателей.

Мастерство и творчество учителя, по моему убеждению, начинается там, где он, взяв все ценное из опыта коллег, берет на себя смелость выйти за пределы этого опыта, внести в него свое видение совершенствования учебно-воспитательного процесса. И тогда он открывается педагогу с неожиданной стороны, наполняется радостью новизны, удивительным состоянием единения с классом.

Каждый раз, когда сижу на уроке и вижу, как медленно выкристаллизовываются крупицы педагогического опыта, я убеждаюсь в том, что почерк педагога очень индивидуален и что творческому росту учителя помогают не столько половодье методических инструкций типа «делай вместе с нами, делай, как я!», что, безусловно, важно, — сколько поисковое состояние мысли и души.

В нашей школе есть учителя, уроки которых по праву можно назвать произведениями педагогического искусства. Я долго не мог понять секреты мастерства учительницы английского языка Л. В. Игнатовой, биолога Е. В. Шалагиной, словесницы Л. А. Рейбах, географа В. А. Москалевой. И однажды вдруг открыл простую истину: главное для них

- с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в уроке. Они раскрывают классу все заповедники своего учительского сердца, и класс неожиданно для себя оказывается захваченным этой увлеченностью. Тем глубже западало в детские души учительское слово, чем теплее и доверительнее становилась атмоcфера в классе. Умение выйти за пределы методик освежает любой их урок новизной личного творчества. И будто белые натруженные паруса, идут такие уроки в пространстве школьных будней, зовя своих товарищей и коллег к педагогическому творчеству.

Личность учителя... Нам, школьным руководителям, еще предстоит учиться и учиться тому, как помогать раскрытию лучших способностей каждого педагога, ценить все крупицы таланта — это золотой запас школы. Но ведь и у каждого класса есть свое особенное лицо, свой характер. Есть удивительные детские глаза, которые способны вспыхнуть восторгом открытия мира. А могут отражать лишь заемную пустоту и усталость, равнодушие. И тут никакие передовые методики, никакие домашние заготовки не помогут. Надо досконально

- умом и сердцем знать психолого-педагогические особенности данного класса. Тогда только учителю можно надеяться на обратную связь, на образование того, что называется учебно-воспитательным процессом.

Свою административную задачу завуча я вижу прежде всего в том, чтобы научить учителя проникнуться пониманием необходимости привести методы обучения в соответствие

с требованиями жизни, воспитать в нем потребность пропускать методические рекомендации через собственное учительское сердце. Творчество должно облегчать работу учителя и ученика, а не усложнять ее.

Учитель имеет право учить, пока учится сам. Тем ответственнее роль администратора, которого справедливо называют учителем учителей. Его уроки должны постоянно проходить «при открытых дверях», чтобы каждый учитель мог видеть в них источник своего творческого роста. Более того, я убежден: любой работник народного образования - от методиста роно до министра просвещения - должен быть готов в любой момент прийти на урок и личным примером, как это принято в медицине, дать младшим коллегам образец профессионального мастерства.

Е. ВОЛКОВ.

Заведующий учебной частью средней школы № 244.

г. Москва.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Браудер попросил не выдавать его России
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Трамп опубликовал видео с "присягающей России" Клинтон
Браудер попросил не выдавать его России
Welt: Россия ведет с США долларовую войну. И у нее есть союзники
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Британцы назвали советских солдат "пожирателями" скакунов
Украинцы боятся выходить из дома и готовятся к бойне
Украинцы боятся выходить из дома и готовятся к бойне
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Посол объяснил, почему Москве не очень интересна Варшава
Британцы назвали советских солдат "пожирателями" скакунов
Самолеты Путина и Трампа сравнили по мощи и стоимости
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Мяч, подаренный Путиным Трампу, проверят
Самолеты Путина и Трампа сравнили по мощи и стоимости
МОК объявил о готовности принять Россию обратно

О новом мировом порядке пока не говорят. Но о том, что новой Европе нужна новая система безопасности, речь идет уже давно. Теперь она начинает складываться. Насколько все-таки реальна и безопасна эта система? А точнее, сразу две системы? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

Новый мировой порядок Европы - вызов России