APEX будет искать воду по всей Вселенной

Где вода, там и жизнь. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Значит, если мы хотим найти живые организмы на других планетах, надо искать там в первую очередь Н2О. Этим в ближайшее время и займется новый прибор Swedish ESO PI receiver for APEX (SEPIA), установленный на 12-метровом телескопе Atacama Pathfinder Experiment (APEX).

APEX и ESO

APEX является совместным проектом Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и Европейской Южной обсерватории (ESO).

Последняя представляет собой ведущую межгосударственную астрономическую организацию Европы, куда входят представители 16 стран: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Дания, Швеция, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Испания, Италия, Португалия, Польша, Чехия, Бразилия и Чили.

Основная деятельность ESO — проектирование, строительство и эксплуатация мощных наземных астрономических обсерваторий и поддержка международных астрономических исследований. На сегодняшний день организация располагает тремя такими уникальными объектами мирового класса, расположенными на территории Чили — Ла Силья, Паранал и Чахнантор.

Так, как раз в обсерватории Паранал установлен знаменитый Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), предназначенный для наблюдений за видимой частью спектра, и два обзорных телескопа. Один из них, VISTA, работает в инфракрасном спектре и является крупнейшим в мире, предназначенным для обзоров неба. Другой, VLT (VLT Survey Telescope), делает обзоры неба в видимом свете.

Перспективы SEPIA

Телескоп APEX находится в чилийских Андах на высоте 5 километров над уровнем моря. Здесь, на плато Чахнантор, благодаря исключительной сухости воздуха, созданы уникальные условия, позволяющие улавливать излучения, длина волны которых составляет 1,4-1,9 миллиметра, как у молекул воды. Почти везде на земном шаре излучения с такими параметрами блокируются присутствующим в атмосфере водяным паром.

Таким образом, приемник SEPIA способен регистрировать молекулы воды и ионизированного углерода в составе молекулярных облаков, в областях звездообразования и кометах, которые находятся в нашей Солнечной системе. Поскольку высокочувствительная SEPIA способна обнаружить искомые молекулы в галактиках, зародившихся еще на заре Вселенной, это позволит многое узнать об эволюции Млечного Пути.

В тестовом режиме наблюдения велись на протяжении всех прошедших месяцев текущего года. Тестирование прошло вполне успешно и теперь можно предложить использовать SEPIA в качестве рабочего инструмента широкому научному сообществу, говорят разработчики прибора.

Астрономический проект века

Аналогичные приемники планируется также установить и на антеннах телескопа ALMA. Эта система радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона является крупнейшим астрономическим проектом современности и еще одним детищем ESO совместно с NSF (США), NRC (Канада), NINS (Япония), NSC, ASIAA (Тайвань) и KASI (Южная Корея), при участии Республики Чили, на территории которой располагается обсерватория. Ее деятельность контролируется объединенными усилиями организаций ESO, AUI/NRAO и NAOJ.

ALMA — это следующий этап развития системы наблюдений за космосом. "SEPIA даст астрономам шанс находить объекты, которые впоследствии можно будет наблюдать с более высоким пространственным разрешением с таким же приемником, установленным на антеннах ALMA", — прокомментировал директор Космической обсерватории

Онсала в Техническом университете Чалмерса (Швеция) Джон Конвей.

Вода — это еще не жизнь

Но даже если на других планетах будут обнаружены признаки воды, что это нам дает?

Как считает современная наука, основным условием для зарождения жизни является наличие воды в жидком состоянии: она выполняет роль универсального растворителя, необходимого для обмена веществ. Правда, вода может пребывать в жидкой форме в очень узком интервале температур, поэтому, если обитаемые планеты и существуют, то они должны находиться на очень близком расстоянии от материнской звезды.

Но даже наличие жидкой воды еще не гарантирует наличия жизни. Для того чтобы где-либо возникли живые организмы, требуется ряд специфических условий. И вода — лишь одно из них… Да и насколько быстро нам удастся проверить, обитаема ли далекая планета, где наши телескопы нашли воду?

Конечно, эти исследования помогут нам больше узнать о Вселенной, но не ответят на все вопросы.