Стоунхендж - первый древний наукоград

У древних были свои наукограды

Мегалитические постройки, созданные в древние времена, встречаются по всему земному шару. Чаще всего в них видят сооружения культового назначения. Между тем, ряд ученых убежден, что создатели этих объектов имели куда более высокий уровень знаний, чем принято считать, по крайней мере в области математики, астрономии и инженерии.

Феномен "хенджей"

Под мегалитами, как правило, подразумевают рукотворные структуры, сложенные из огромных стоячих камней, установленных кругами или рядами. Большинство их возникло в период между 4500 и 1500 годами до нашей эры.

В 1981 году доктор Юэн Маккай из музея Хантера в Глазго выдвинул гипотезу о том, что "хенджи" — так, по аналогии со знаменитым Стоунхенджем стали называть все сооружения, представляющие собой окружность, огороженную стоячими камнями — выполняли научную функцию. Другими словами, это, скорее всего, обсерватории или даже целые астрономические комплексы.

Это отнюдь не голословное утверждение. Еще в 1890 году директор обсерватории солнечной физики в Лондоне и основатель научного журнала "Тайм" Норман Локайр заинтересовался географической ориентацией древнегреческих и древнеегипетских храмов. Выяснилось, что их строители ориентировались как по Солнцу, так и по расположению звезд… Более того, этими данными можно было впоследствии пользоваться, чтобы определить дату, когда был построен храм. Результаты своих исследований Локайр изложил в книге "Рассвет астрономии", вышедшей в 1894 году.

Вскоре после этого Локайр занялся изучением доисторических памятников Британии. Ему удалось обнаружить ряд соответствий между расположением мегалитов и их отдельных элементов, а также положением небесных тел. Вследствие этого он пришел к выводу, что большинство таких сооружений строились вовсе не с ритуальными или погребальными целями, а с целью астрономических наблюдений.

Так, многочисленные "стоунхенджи" позволяли древним кельтам визуально отслеживать восход, закат и дни солнцестояний. Это помогло им составить календарь, в котором год делился на восемь частей.

Поскольку все мегалиты соответствовали единому "астрономическому стандарту", Локайр посчитал, что астрономией в кельтских сообществах занималась каста жрецов-друидов, вероятно, игравшая "ведущую роль во всех областях жизни доисторического общества — не только в религии, но и в экономике, медицине и общественном устройстве".

Тем не менее, представители научного сообщества отнеслись к теориям Локайра довольно скептически — они были убеждены, что представители древних культур не могли быть столь продвинутыми, чтобы всерьез разбираться в астрономии и других науках.

Эталоны и геометрия

Ситуация изменилась, когда появились первые компьютеры и стало возможным выполнять более точные расчеты. В 1963 году доктор Джеральд Хоукинс из Бостонского университета подсчитал, что вероятность случайного возникновения астрономических соответствий в случае с "хенджами" составляет менее 0,0000001.

Позднее профессор инженерии Оксфордского университета Александр Тома выпустил солидный труд по так называемой археологической астрономии, являющийся результатом 20-летних исследований около 500 мегалитических объектов. В своей работе Тома писал, что при проектировании таких конструкций использовалась стандартная мера длины — около 83 сантиметров, названная им "мегалитическим ярдом". Чтобы сохранять соответствие эталону, по всей вероятности, изготавливались специальные шесты, с помощью которых строители занимались измерениями.

Тома также обратил внимание на разнообразие геометрических форм, используемых в сооружениях. Это навело его на мысль, что создатели "хенджей" хорошо владели теоретической геометрией. Так, прямоугольные треугольники были известны им почти за 2000 лет до Пифагора и других древнегреческих математиков.

Кроме того, Тома скорректировал выводы своего предшественника Локайра, заявив, что у древних кельтов год делился не на восемь, а на целых 16 частей, и предположил, что мегалитические сооружения вдоль Атлантического побережья от Шетландских островов до французской провинции Бретань были установлены для наблюдений за Луной. Они "работали" столетиями, предсказывая лунные затмения.

"Резервации" для ученых

Юэн Маккай, между прочим, считает, что древние астрономы жили в особых поселениях наподобие современных наукоградов и научных центров. Именно поэтому поблизости от мегалитов нередко находят остатки жилых строений и различной утвари.

Похоронные же церемонии в районе таких сооружений были, вероятно, связаны с их астрономическим назначением: так, внутри каменных кругов часто находят кремированные человеческие кости вперемешку с кусками молочно-белого кварца — возможно, он символизирует лунный свет…