Зачем древним требовалась астрономия

Зачем древним нужна была астрономия

Многочисленные исторические и археологические находки указывают на то, что наши далекие пращуры регулярно вели наблюдения за небом. А собственно, зачем им это требовалось? Ведь в те времена люди еще не могли строить космические корабли и планировать полеты на другие планеты. Но, возможно, у них были совсем иные, довольно "приземленные" цели?

Каменные хороводы

Возьмем, к примеру, Стоунхендж - легендарные Висячие камни, или Хоровод великанов. Это самый знаменитый из памятников доисторической эпохи не только на Британских островах, но и на всем северо-западе Европы, он со времен раннего Средневековья будоражил воображение и вызывал к жизни теории и догадки — как правило, не выдерживавшие критики.

И лишь в шестидесятых годах ХХ столетия благодаря работам профессора Джеральда Хокинса стало совершенно очевидно: Стоунхендж — обсерватория, созданная за полторы-две тысячи лет до Рождества Христова, своеобразная "вычислительная машина каменного века"… С ее помощью древние обитатели Британских островов могли рассчитывать даты равноденствий и солнцестояний, предсказывать солнечные и лунные затмения и многое другое…

Дальше — больше. Мало-помалу на карте мира стала возникать целая разветвленная сеть подобных доисторических обсерваторий (в одной только Англии их обнаружилось более двухсот). Первым на ней появился "шотландский Стоунхендж" — Каллениш, расположенный на Льюисе, самом северном из Гебридских островов. Затем выяснилось, что множество французских мегалитических сооружений также имеют астрономическое значение.

Армянские исследователи изучают древнейшие астрономические наблюдательные площадки близ холма Мецамор неподалеку от Еревана — наследие цивилизации каменного века, существовавшей там задолго до Урарту. Немало подобных палеолитических обсерваторий известно и в России — в частности, на поморском севере, где они менее масштабны, чем их западноевропейские собратья, но ничуть не уступают им в точности.

В 1987 году на территории Берлинского района Челябинской области, вблизи поселка Александровский, в ста километрах от границы России и Казахстана, был открыт Аркаим — древнее сооружение, находящееся на месте древнего вулкана под небольшим слоем отложений. Возраст Аркаима уникален — он в полтора раза старше Стоунхенджа…

Гипотезы — практические и не очень

Зачем же были нужны эти постройки, да еще в таком невероятном количестве? С точки зрения ряда историков, все объясняется удовлетворением хозяйственных нужд. Известно, например, что древние египтяне еще на заре своей цивилизации сумели установить связь между появлением на небосклоне Сириуса и разливами Нила, благодаря которым земля не только напитывалась благодатной влагой, но и покрывалась слоем плодородного ила.

Следовательно, более чем логично предположить, что люди каменного века воздвигали обсерватории, чтобы сверять по небесным светилам свой сельскохозяйственный календарь — определять время сева, жатвы и так далее… Однако остается непонятным, отчего повседневные аграрные нужды требовали таких точных астрономических наблюдений.

Историки-идеалисты, в свою очередь, утверждают, что суть проблемы — в инстинкте познания. Да вот ведь какая закавыка: создание мегалитических обсерваторий было делом чрезвычайно трудоемким, на их постройке из года в год должны были трудиться многие сотни, если не тысячи людей… Только очень богатое, располагающее излишками продовольствия и прочих ресурсов общество могло позволить себе надолго исключать столько народу из производительного труда. Далекие наши пращуры сверхбогатыми ресурсами не обладали, а значит, лишь некая исключительно важная цель могла заставить их предпринимать эти великие "стройки века". Но что же это за цель?

Эхо былых катастроф?

Одна из "экстравагантных" версий — это страх перед грядущей вселенской катастрофой. Вероятно, у людей сохранилась память о таких катаклизмах в прошлом. Речь могла идти о гибели Атлантиды, падениях на Землю метеоритов и астероидов или даже Всемирном Потопе… А может, о циклических изменениях природных условий под влиянием космических факторов?

Как бы то ни было, память о подобных событиях закрепилась в общественном сознании наших пращуров. Вот и выискивали они в движении светил и планет грозные признаки надвигающегося бедствия, надеясь пусть не предотвратить его, но хотя бы предостеречь соплеменников.

С каждым годом становятся известны все новые мегалитические обсерватории древности. Возможно, когда-нибудь мы хотя бы приблизимся к разгадке тайны звездочетов каменного и бронзового веков. Но пока все остается лишь на уровне гипотез.

Автор Юрий Супруненко