"Стволовые" способности витамина С

Американский химик Лайнус Полинг, который основательно изучил витамин С, не мог и предположить, что реальные возможности этого соединения гораздо шире. Оказывается, витамин способен превращать зрелые клетки в стволовые, что, по мнению собеседника "Правды.Ру", доктора медицинских наук Николая Бухарева, открывает новую страницу в истории генетики.

199104.jpegВитамин С давно известен своими уникальными свойствами в борьбе с огромным количеством заболеваний, начиная с небольших простуд и заканчивая раковыми образованиями. Ученые также отлично представляют, как это соединение запускает в организме процессы, замедляющие старение.

И вот - новое открытие. На днях китайские ученые опубликовали доклад, согласно которому витамин С играет важнейшую роль в превращении зрелых органических клеток в эмбриональные стволовые.

Еще несколько лет назад исследователи доказали, что зрелые клетки можно репрограммировать в новый вид клеток, чьи характеристики очень похожи на эмбриональные стволовые.

Читайте также "Перекись водорода - будильник для клеток тела"

Такие образования, получившие название "плурипотентные стволовые клетки" (iPSC), очень важны доля развития нового научного направления - регенеративной медицины. Однако технология их производства отличается очень низкой эффективностью, что тормозит другие исследования в этой области.

Китайский ученый Дуаньсин Пей из Южнокитайского института биологии стволовых клеток и регенеративной медицины Академии наук Китая уверен, что это связано в первую очередь с отсутствием у нас надлежащих знаний о подобных процессах трансформирования клетки, равно как и с несовершенством технологий. Вместе со своими коллегами профессор Пей решил досконально изучить превращение зрелой клетки в iPSC и найти причины недостаточной эффективности.

Первое, на что обратили внимание китайские ученые, была явно выраженная связь между образованием реактивных оксидов (ROS) и эффективностью трансформации. Чем больше выделялось ROS, тем меньше зрелых клеток превращалось в стволовые. Для того чтобы повлиять на этот процесс, биохимики решили подавлять окисление добавлением антиоксидантов.

Так исследователи обнаружили, что добавление одного из сильнейших природных антиоксидантов - витамина С - многократно увеличивает выработку стволовых клеток. Опыт бы поставлен на клеточных тканях мышей и человека с одинаковым результатом.

199105.jpegВ опубликованной по итогам эксперимента научной статье профессор Дуаньсин Пей выдвигает предположение, что для витамина С стимулирование образования стволовых клеток и замедление процессов старения являются, по сути, одинаковой работой, в которой это соединение блокирует активность оксидов и стимулирует омоложение клеточной ткани. Однако исследовать сам механизм действия витамина китайским ученым еще предстоит в будущем году.

О роли плурипотентных стволовых клеток корреспондент "Правды.Ру" побеседовал с генетиком, доктором медицинских наук Николаем Бухаревым.

"Регенеративная медицина является одним из самых перспективных направлений будущего. С ее помощью мы уже можем восстанавливать ткани кожного покрова и ряд мышечных тканей. О таких процессах, как выращивание донорских внутренних органов, говорить пока не приходится, но теоретическая основа для таких технологий уже существует и вполне проработана.

Возможность повысить эффективность создания стволовых клеток из зрелых означает, что эта научная дисциплина сможет сдвинуться с мертвой точки, в которой оказалась исключительно из-за технологической недостаточности. И, возможно, уже в ближайшие годы мы увидим настоящий прорыв в изучении регенерации и способности ее контролировать".